Кто из нас не слышал пренебрежительных откликов о женском юморе? Мол, девчонки и шутить-то толком не умеют, а если и пробуют выдать остроту, то получается сплошная похабщина. Мы решили выяснить, так ли это, и пообщались с участницами местного объединения StandUpNN — Ольгой Курицыной, Елизаветой Кауркиной и Александрой Челышевой. Они рассказали, о чем на самом деле шутят девушки, как к ним относятся коллеги-мужчины и что из себя представляет женский стендап в Нижнем Новгороде.
Как начать выступать?
Большинство стендап-комиков уже имеют какой-никакой опыт в юморе — это забавные сценки на студенческой сцене, участие в КВН и так далее. Но бывает, что новички приходят в стендап абсолютно без опыта. Причины, по которым девушки связывают свою жизнь с этим направлением, абсолютно разные. Например, Ольга не может жить без сцены, а Александра видит в юморе социальную миссию. По ее словам, делать друг друга немного счастливее — это очень важно.
Ольга выступает уже четвертый год. Говорит, всегда хотелось работать с публикой. Природная харизма и остроумие просто не оставили ей выбора — решила заняться стендапом.
— Я работала с одним из комиков и как-то увидела, что он выступает. Увязалась за ним просто посмотреть, а потом начала спрашивать, как туда попасть. Он помог мне с написанием первого материала, я шутки выучила и выступила. Всё позабывала тогда, — вспоминает собеседница.
Елизавета, несмотря на опыт выступления в КВН, попала в стендап случайно. На одном из открытых микрофонов ведущая мероприятия просто спросила, почему сегодня девушки нет в списке выступающих.
— И я подумала, действительно, почему нет? Ну и на следующий микрофон пришла да выступила. Решила попробовать свои какие-то авторские и актерские умения в новом жанре, — добавила нижегородка.
Первое выступление у каждой из наших героинь было разным, но в одном девушки сходятся — было страшно. Ольга после своего дебюта ощутила настоящий подъем духа и мотивацию, хоть и растерялась, выходя на сцену. Но у нижегородки есть свое объяснение такого успеха.
— Ты нормально учишь свой материал, серьезно готовишься. Почитала литературу, разобрала шуточку, накидала под себя. Зритель как-то чувствует, что это твое первое выступление, да и ведущий часто публику предупреждает. Тебя больше поддерживают, больше слушают. И вообще, когда боишься, страх преобразовывается в энергию какую-то, которая заходит зрителю. Это уже потом ты выходишь такая и «Эй, почему вы не смеетесь? Раньше вы смеялись, я помню», — отметила комик.
Дальше заинтересовать зрителя становится сложнее. На подготовку материалов уходит больше времени, но растет и профессионализм. Все участницы стендапа сходятся во мнении, что для успешных выступлений нужно выполнять несколько пунктов: читать обучающую литературу, подмечать интересные и жизненные моменты, которые станут основой для будущего материала, постоянно практиковаться и смотреть выступления профессионалов. Однако бывают и ситуации, когда зал в ответ на шутку сидит в тишине. Но не всегда в этом виноват комик.
— Бывает, зритель приходит уставший, ему просто не до тебя. Бывает, что люди стесняются смеяться. Он сидит — ему смешно, а он просто улыбается. Это, конечно, прикольно, но хочется слышать смех. Бывает такое, что вообще целый зал тяжелый приходит: душно, жарко, холодно, ведущий плохо разогрел — всё что угодно может быть. Хороший разогрев — тоже большой процент от успешного выступления. А если зал тяжелый, а он его еще просадил или поиздевался как-то над зрителем, то мы просто должны принять это как факт — смеяться зритель не будет, — отмечает Ольга.
Такого же мнения придерживается и Лиза. Говорит, первое время очень переживала, но потом поняла, что дело не только в ней как в комике.
Как мы уже говорили, девушки не упускают повода для шуток — юморят всегда и везде. В большинстве своем нижегородки не делят остроты для сцены и для близких. Александра считает, что в этом вопросе не нужно лукавить и умалчивать что-то, нужно сформировать свой юмор так, чтобы за него просто не было стыдно.
— Конечно, есть некие рамки и табуированные темы, которые не хотелось бы обсуждать с родными. Но если, например, уже готов материал на концерт, а на него пришли родители, им придется впасть в небольшой шок, ведь всё уже заготовлено. Но они и сами понимали, куда шли. Политика стендапа как раз и заключается в том, что ты говоришь на тему, о которой хочется поговорить. Надо говорить об этом честно и открыто. Я вообще не очень люблю цензуру в стендапе, мне кажется, комик сам должен определять, о чем говорить, а не организаторы или вообще третье лицо, — подчеркивает Саша.
Ольга заявила нам, что шутит везде одинаково, несмотря на то, что изначально она пришла выступать с пошлым юмором.
— Училась в мужском коллективе, работала и работаю на заводе, где тоже мужики одни, ну а там без юмора вообще никак, а какой он там, сами понимаете. Мама когда прочитала мой монолог, то спросила — правда ли я с этим выступаю. Сейчас тоже спрашивает периодически, мол, опять про пошлятину шутишь, а я отвечаю, мол, нет, теперь пишу про вас, — смеется нижегородка.
О чем шутят девушки?
Что касается тем для выступлений, то касательно них у публики есть масса стереотипов — если на сцену выходит девушка, то обязательно будут шутки ниже пояса. Ольга признается, что да — первое время она выходила с очень пошлыми монологами. Да и вообще у многих новичков юмор жесткий и зачастую «сортирный». Однако у девушек из стендапа с опытом открывается совсем иной набор тем. Нижегородки сошлись во мнении, что самая популярная тема для шуток — это взаимоотношения, как в паре, так и на работе или даже в семье. Они связывают это с тем, что тема остра и злободневна практически для каждого человека. Также в топе самых популярных тем для шуток: бытовуха, психологи и котики. Как говорит Ольга, нередко и «про бабок шутят». Однако главное, чтобы тема была близка комику, чтобы он проживал ее и чувствовал. Так, например, Елизавете больше близка тема про студенчество и общежитие, поскольку девушка сама еще является студенткой.
— Я бы не сказала, что в женском стендапе много шуток ниже пояса, это стереотип. По себе могу сказать, что у меня вообще нет таких шуток. В мужском стендапе тоже есть люди, которые шутят пошло, и их куда больше. Так что это с полом никак не связано вообще, — высказалась Лиза.
Каких-то определенных табу для выступлений нет, но есть вещи, о которых в ряде случаев говорить просто не принято. Как уже упоминала Ольга, лично ей не нравится «унитазный» юмор. Также стараются не затрагивать и иные моменты.
— Бывают ситуации, когда «туалетный» юмор совершенно неуместен, особенно когда публика чуть постарше. Про смерть тоже, наверное, не стоит какие-то шутки делать, тем более когда не умеешь. Аналогичная история с шутками про тяжелые заболевания. Военные темы по известным причинам стараемся обходить. Непонятно, кто в зале сидит, а проблемы никому не нужны, да зритель тоже не очень любит про это слушать. Это о насущном, но больно. После мобилизации у нас такие ситуации были — через два дня после ее начала уже было запланировано выступление, но мы тогда договорились, что эту тему обходим стороной. В итоге нашелся у нас один мальчик, который пошутил так все-таки. Зал замолчал просто мгновенно. Потому что тяжело, — делится Ольга.
Александра поддержала коллегу по цеху, сказав, что нет разделения на исключительно мужские или только женские темы. Есть «жизненный бэкграунд».
— Твой пол всё равно влияет на тему, потому что твоя жизнь всё равно отличается от жизни человека другого гендера рядом. Но никакая табуированность сейчас не в моде, стараемся от этого уходить. Еще часто у девчонок бывают темы равноправия, вопрос гендерной принадлежности. Я бы выделила именно эти две темы — личные отношения между мужчиной и женщиной и их взаимоотношения в профессиональной среде, — делится мнением Саша.
Есть ли конкуренция с мужчинами?
По словам девушек из нашего материала, в последнее время стендап-комикесс стало в разы больше. Происходит это по разным причинам. Если раньше на девушек приходилось около 5% от общего числа выступающих, то сейчас это цифра поднялась до 15%.
— Из-за этого мы периодически делаем чисто женский стендап. Когда девочка выступает — это дополнительный зритель. Даже когда снимают подкасты, то очень часто говорят, что им нужна именно девушка. Наша нижегородская земля вообще богата на комиков, на девушек в том числе. Многие уехали в Москву. Например, Ира Мягкова, она тоже нижегородка. Полина Гугунава тоже в Москву переехала, выступала даже на техничках «Женского стендапа», — рассказывает Ольга.
Для чистоты эксперимента мы не просто взяли интервью у девушек, а посетили женский стендап в Нижнем Новгороде, чтобы посмотреть — о чем же все-таки там шутят. Без пошлых кусков не обошлось, но, на наш взгляд, все «прикольчики» были уместны и не занимали в монологах много места. В основном комикессы шутили о жизненных ситуациях — разбирали случаи в семье, на учебе или рассказывали про детей.
Говоря о конкуренции, нижегородки признались, что небольшой процент гонки с мужчинами все-таки есть. Однако борьба идет исключительно за внимание зрителя. В основном все комики сосуществуют друг с другом на сцене достаточно мирно.
— Девушки тоже стараются понравиться зрителю, доказать, что мы тоже умеем шутить, и не хуже мальчиков. Но не более. Причем это идет не внутри коллектива, а на сцене как попытка занять пространство — ты хочешь, чтобы тебя услышали. Наверное, только в этом плане, — отмечает Ольга.
Александра считает, что для профессионализма пол абсолютно не важен, главное — быть смешным.
— Если ты очень много работаешь, смешной по своей натуре и вообще постоянно этим занимаешься, то пол не оказывает влияния. Я на этот счет процитирую одну из моих любимых комикесс — Елизавету-Варвару Аранову, что сейчас время в России для женского стендапа, лучший момент для девчонок прорываться и заявлять о своих профессиональных качествах, — считает Саша.
Однако девчонки отмечают, что пока не обходится и без предвзятого отношения со стороны зрителя. Бывают и некультурные возгласы из зала со стороны нетрезвых мужчин, кто-то даже пытается познакомиться с помощью попытки сорвать выступление.
— Стендап для девушек изначально сложнее, чем для парней, потому что к нам предвзятое отношение. Правда, бытует мнение, что мы не умеем шутить или шутим только про х**. Бывает, что пьяные мужчины приходят и начинается какое-то неуважение к девушкам. Обидно, что в принципе у нас во всём обществе эта линия идет, — сетует Ольга.
Литературный Нижний
На вопрос о том, есть ли у нижегородских комиков свои фишки, девушки отметили, что их практически нет ни у кого. Собеседницы побывали на крупном фестивале стендаперов в Москве и тоже не увидели у участников каких-то особенностей. Но Александра подчеркнула, что многие считают нижегородский юмор очень литературным.
— Все отмечают, что нижегородский стендап, даже в самых грязных проявлениях, остается литературным, да и вообще юмор в Нижнем Новгороде очень литературный. Лично мне кажется, что наша фишка именно в этом, даже к какой-то чернухе и бытовухе комики подходят с некоторой литературной подоплекой, моральным подтекстом. Мне кажется, это очень круто и надо работать дальше в этом направлении. Это выделяет Нижний Новгород на фоне остальных городов, — считает Саша.
Рост числа выступающих стендаперов и повышенный интерес к юмору в регионе связан с появлением новых возможностей, говорят девушки.
— У тебя есть выступления других комиков, есть открытый микрофон, фесты разные. Сейчас еще первый в Нижнем стендап-клуб открылся при поддержке нашего объединения StandUpNN. Тут разные форматы проводятся, но всё это про стендап. Сейчас он работает уже в полном режиме, но официальное открытие будет осенью. Очень тема популяризированная стала, люди видят, что девчонки не боятся, выступают, и понимают, что да, мы тоже это можем. А еще многие говорят, мол, у меня нет денег на психолога, вот я и пошла стендапом заниматься, — с улыбкой отметила Ольга.
Иногда про комиков говорят, что истории, которые они себе прописывают, уже давно по интернету гуляют. Мы спросили у девчонок, много ли выдуманного в их шутках. В один голос собеседницы отметили, что все их истории были взяты из жизни. Что-то, конечно, преувеличивается для разгона и юмористической составляющей. Но большая часть в монологах реально имеет место в жизни девушек.
— В основе всегда лежит правда, там есть какое-то чувство и эмоция, которую комик проживает, но это всегда гипертрофировано, чтобы зрителя цепануть. Твоя мелкая проблемка никому не будет интересна, пока она не станет неким событием, о котором захочется поговорить, — резюмировала Саша.
Ранее мы рассказывали историю нижегородского стендап-комика Ирины, вместо психологов она тоже решила выбрать сцену. Девушка рассказала, как справлялась с переживаниями после развода.