Каждый день большинство из нас сталкивается с небольшими проблемами со здоровьем, причем каждого второго беспокоят зубы. Это очень щепетильная и болезненная тема, которая часто заканчивается встречей со стоматологом-хирургом и огромными счетами за лечение.
NN.RU пообщался с начинающим специалистом, который без прикрас рассказал всё, о чем вы хотели знать, но не могли. Каковы тонкости профессии, что из себя представляет внутренняя кухня и чем в стоматологии отличается бесплатная медицина от платной. В целях сохранения нашему герою работы мы заменили его реальные фамилию и имя.
«Давай, сынок, в медицинский, на стоматолога»
Путь в профессию у Максима Соловьева начался не с детской мечты стать врачом. Напротив, молодой человек до 11-го класса вообще не знал, куда поступать. Сам он в школе учился неважно — троечник, учебники открывал редко, списывал все контрольные. Зато был душой компании. Когда пришло время определяться с вузом, друг Максима сказал, что пойдет на фармацию в медицинский.
— «Давай, сынок, в медицинский, на стоматолога», — говорит мне мама. — А у меня один вопрос на ее предложение: «Как сдать экзамены с нулевыми знаниями в химии и биологии? Как удержаться на плаву и не вылететь на первой сессии, ведь медицинский институт это трудно? И я угадал, что это очень трудно. Но мы решили попробовать, и очень повезло, что одна хорошая знакомая нашей семьи смогла за полгода объяснить с нуля всё. Я сдал вступительные на 3+, а для меня это было очень хорошо!. Уже ближе к весне в школе на уроках я понимал материал, знал, о чем рассказывает учитель. У меня начали друзья списывать. И я был в шоке сам от себя, тогда думал: «Вот это сила знаний». Она меня так заинтересовала этим предметом, что я с удовольствием стал учиться, сдал экзамены и поступил, — вспоминает Максим.
«Вымотался как собака»
Нижегородец выпустился из медицинского университета в прошлом году. Сидеть дома и пробовать себя в других сферах в планы не входило. Стоматология захватила бывшего студента, тем более что на всё обучение было потрачено около 1,5 млн рублей. В поликлинике Максим начал работать сразу после выпуска.
— Мне повезло устроиться на ОМС-прием в хирургическое отделение — не каждому так везет. Работодатель не очень заинтересован брать молодых, потому что их нужно учить, тратить время, и часто там просто нет свободных ставок. Проще взять того, кто уже умеет работать, чтобы проблем не было, — вспоминает собеседник.
Пойти работать в поликлинику, как считает Максим, это базовое для врача. Если удалось туда попасть, нужно на максимум использовать всё время для получения опыта.
— Месяца за три-четыре я уже очень уверенно стал себя чувствовать и набил руку. Если бы я делал всё то же самое в частной клинике, то через полтора года бы только научился, поскольку там интенсивность не такая.
Разумеется, мы задали вопрос, который интересует многих, — сколько же получают стоматологи в государственных поликлиниках. В начале, когда Максим только устроился, зарплата у него не была большой. Оклад составлял всего 13,5 тысячи рублей, всё остальное зависело от количества принятых пациентов. За несколько месяцев нижегородцу удалось выйти на доход в 40 тысяч рублей. Такая зарплата примерно у всех стоматологов-хирургов, реже бывает цифра в 55 тысяч, если работать сверхурочно. Также от государства с недавнего времени есть премии, например, на Новый год она составила немыслимые 30 тысяч рублей.
Тем не менее молодые врачи понимают, что это не окончательные суммы в зарплатах высококлассных специалистов. Всегда надо стремиться к большему. Максим принял решение научиться не только качественно удалять зубы, чем занимался постоянно в поликлинике, но также проводить интересные и сложные операции на челюстях.
— Предложив в соцсетях свои услуги дорогих процедур по себестоимости, за два месяца я собрал портфолио и уже с уверенностью в себе и своих умениях принялся искать работу в частной клинике. И это довольно быстро мне удалось, — не без гордости говорит нижегородец.
Так спустя полгода работы в поликлинике начался путь совмещения двух ставок. Удивительно, но в зарплате частная клиника проигрывала, поскольку в день там могло быть всего 3–4 пациента, в то время как в госучреждении могло прийти и 20 человек за смену.
— Смена утром в одном месте, вечером — в другом. Я так продержался немного, потому что стал очень уставать. Кроме смены обстановки, дважды в день ты меняешь коллектив. Я — открытый по характеру человек, мне это не так трудно, но всё равно первое время было сложно, — рассказывает врач.
Работать Максиму приходилось в разных частях Нижнего: поликлиника в одном районе, частная клиника в другом конце города. Много времени уходило просто на дорогу. Между первой сменой и второй был всего час, и за это время нужно было успеть поесть. Как рассказал стоматолог, часто ему приходилось перекусывать прямо за рулем фастфудом и, конечно, такая еда не самая здоровая. А после работы сразу домой — спать.
— Конечно, в частной клинике я не мог уставать очень сильно, у меня было по 3–4 пациента, но всё равно это труд. Даже в субботу работаешь, потому что так выпадает смена, а в поликлинике в выходные дежурства на острую боль. Горячие, больные зубы — это проблема, отсюда и больше времени тратится. Бывает очень трудно добиться адекватной анестезии для вмешательств. Происходит это потому, что люди принимают сильное обезболивающее, что затрудняет действие анестезии. В таком темпе я проработал около трех месяцев. Очень часто без выходных получалось. Сначала в государственной отработай, а потом попытайся какое-то качество дать в частной. Я вымотался как собака, — поделился Максим.
Имея большой опыт в государственном учреждении, нижегородец не вспоминает эти дни с теплотой. За время работы было очень много негативных моментов — начиная от проблем с коллективом и заканчивая нехваткой оборудования в кабинете.
Персонал в государственной стоматологии часто пугает больше неопытных врачей
Из стоматологов-хирургов наш герой в поликлинике был самым молодым, не считая коллегу, который старше на пару лет. Все остальные врачи и медсестры — намного старше. Всё это влияло на межличностные отношения медиков и на восприятие пациентов.
— Я чувствовал определенную зависть от среднего медперсонала по отношению ко мне. Люди буквально ненавидят свою работу, абсолютно несчастливы, но в то же время они не готовы поменять жизнь и найти место лучше, — отметил Максим.
Первые несколько месяцев особенно остро реагировали на нового молодого врача завсегдатаи бесплатной стоматологии. Максим делил кабинет с опытным стоматологом с 40-летним стажем. Естественно, это отражалось на неопытном враче. По словам нашего героя, мало того что коллега был очень авторитетный, его еще и знал весь район, и ходили на удаление зубов именно к нему.
— Первые несколько месяцев меня это сильно задевало, и я расстраивался на весь день. Много раз были ситуации, когда человек заходит, видит меня и говорит: «Ой, нет, я лучше потом зайду к …» и называет фамилию не мою. А мне говорят: «Я вас не знаю, я боюсь», — с улыбкой вспоминает Максим.
Конечно, спустя время стоматолог-хирург Соловьев закрепился в поликлинике и у него появились свои пациенты. Сарафанное радио работало хорошо, и многие начали приходить именно к нему. А в коридорах стала звучать фраза после приема: «А вот он хороший парень!»
Качество перерастает в количество?
Оснащение кабинета в поликлинике оставляло желать лучшего. Хотя, признался Максим, содержимого хватало для очень быстрого удаления зуба, однако это могло травмировать челюсть. Например, тому самому стоматологу с 40-летним стажем было всего достаточно, но качество работы, по мнению Соловьева, страдало.
В современном обществе стоматологии, а в частности в хирургии, есть тенденция минимализации инвазии и травматизации при любых оперативных вмешательствах, например, при удалении зуба как самой частой процедуре. В условиях поликлиники с очень большим потоком, где на пациента у тебя до 15 минут, качество дать невозможно.
Для удобной, а главное — качественной работы молодому стоматологу-хирургу пришлось закупить свое новое оборудование, поскольку поликлиника не считает нужным расширять список инструментов.
— Понятно, что установка с лампой есть, кресло есть, но по инструментам — вопрос. У меня было порядка 10 наименований личных инструментов, которые я приобрел самостоятельно, чтобы аккуратно работать. Взял из бюджетного сегмента, чтобы выполнять свою работу хорошо. Очень много по мелочи приходилось покупать самому. Оснащение слабенькое, но хирургу в целом можно жить, если не заморачиваться, — рассказал Максим.
Весь дискомфорт, который приносят мелочи, формирует одну большую проблему — врач начинает перегорать. Ведь любая работа должна не только приносить желаемый уровень дохода, а также позволять совершенствовать свои навыки и практиковать что-то новое. Однако в поликлинике, как оказалось, наладить такой процесс почти невозможно.
— У меня есть знакомые, которые в депрессию уходили спустя два или три месяца в таком ритме. Медицина съедает быстро. На этой работе горишь сильно, светя другим. У меня перед отпуском были две недели, когда я ненавидел уже всё. Приходил на работу и думал о том, когда же смена подойдет к концу. За неделю отпуска я обдумал свои дальнейшие действия и шаги, перезагрузился и решил уволиться из поликлиники, — поделился Максим.
Решение далось молодому медику довольно легко. Самое главное, что он для себя вынес, — не надо бояться что-то менять. Советскому поколению, конечно, это будет сделать сложнее, поскольку, как считает Максим, в те годы было достаточно просто уметь удалить зуб и ты уже будешь считаться молодцом. Сейчас прогресс шагнул далеко вперед, и кроме стандартной схемы удаления зуба в стоматологии есть масса других направлений, которые нужно изучать.
— Всё просто, дело даже не в зарплате. В какой-то момент у меня в поликлинике была зарплата больше, чем сейчас в частной, но это потому что я мало работал и пациентов было меньше. Здесь вопрос именно в развитии. В поликлинике его не будет. Хирургия — такая штука, здесь сюрприз каждый раз. Ты можешь 40 лет одно и то же делать, и кажется, что всё умеешь и всё знаешь, а на каком-то моменте взял и застопорился. Вопрос — как ты с этим справляешься и как ты это решаешь.
С основными задачами на ближайшее будущее Максим уже определился. Нижегородец хочет заниматься интересной хирургией высокого полета, проводить сложные операции, реабилитировать пациентов в сложных клинических случаях, а не заниматься рутиной. И успешное выполнение всех этих пунктов поможет вывести его зарплату в частной клинике до уровня с окончанием в пять нолей.
Если сейчас вы или ваши близкие задумались о том, куда все-таки поступать, еще не поздно подать заявления в нижегородские вузы. Для удобства NN.RU собрал всю информацию с сайтов образовательных учреждений воедино и рассказал всё про проходные баллы, количество бюджетных мест и о ценах на обучение.