Вопрос «Что купить?» часто дополняется продолжением — «Где купить?». Особо актуально это в декабре, когда закупаться нужно долго, много и больно для кошелька. NN.RU походил по так называемым «нищемаркетам» Нижнего Новгорода — магазинам, в которых цены якобы ниже, чем у конкурентов. В список вошли «Светофор», «Маяк», Smart и «Чижик». Делимся с вами впечатлениями о торговых точках и наблюдениями о том, сколько рублей там можно «оставить» в действительности.
Смарт
Одна из главных проблем дешевых магазинов — расположение. Зачастую они находятся на краях города в малолюдных районах, где плата за ренту ниже всего. Из этого правила есть исключение: сеть магазинов Smart. Мы заглянули в точку рядом с перекопанной площадью Свободы, в самом центре Нижнего.
Вход скорее напоминает «Перекресток» или «Спар», но никак не всем привычный «Смарт». Внутри сразу можно увидеть ухоженные кассы, в том числе и самообслуживания, но картину портят стеллажи и накиданные упаковки. Вторая претензия к интерьеру — «холодильная» камера. Вместо холодильников отведено одно помещение, в котором хранятся скоропортящиеся продукты. Там работают кондиционеры, так что амбре из копченой рыбы и такой же колбасы просто «невероятен»: запах стоит даже после выхода из магазина.
Еще несколько месяцев назад здесь действительно можно было закупиться относительно дешево, однако сейчас цены на многие позиции почти не отличаются от знакомых магазинов. Но остались и приятные глазу ценники. Например, туалетная бумага малознакомого бренда SunDay в 24 (!) рулона обойдется в 269 рублей. Выгодно брать и бакалею — 59 рублей за вермишель Makfa.
Кофе и чай ценами почти не отличаются. 299 рублей за 95 граммов Jacob’s Monarch и 94 рубля за 24 пакетика чая Greenfield. Стоимость бытовой химии радует: 189 рублей за 3 кг порошка «Персил», 99 рублей за «Фэйри». Колбаса тоже чуть дешевле, чем «средняя по палате»: 159 рублей за 380 граммов докторской «Чернышихинской».
Светофор
Если первый магазин был всё-таки похож на типичный супермаркет, то «Светофор» — это скорее обшарпанный склад. Как найти нужное? Порыться в куче коробок, навернуть с десяток кругов между деревянными поддонами и потолкаться по пути с пенсионерами. Отдел с мясом и молоком такой же, как и в Smart: комната, входы в которую закрывают пластиковые лоскуты. По субъективным ощущениям, запах еще хуже.
Визуальную часть дополняет аудиальная. Реклама чрезмерно настырная, но бывает и полезной, как раз для целевой аудитории. «МВД предупреждает: мошенники могут…» — а следующая перебивка рассказывает посетителям, что в «Светофоре» закупаться дешевле всего.
Ассортимент небольшой: по крайней мере, найти привычные бренды товаров почти невозможно. Иллюзия богатого выбора создается из-за нагромождения всего и вся и запутанных лабиринтов. На входе — лопаты для снега, потом справа внезапно лимонады, колготки, сразу после этого — крупы. В этот магазин стоит идти ради интересных снеков или сухофруктов, которые нельзя так просто найти у конкурентов. Манго из Вьетнама, чипсы из Кореи и орехи из ближнего зарубежья. Кроме еды, еще есть товары для хозяйства, качество которых находится под сомнением.
Еще одна причина — сами цены, оправдывающие статус дешевого магазина. Например, там продается чай за 39 рублей — в упаковке 20 пирамидок. Килограмм нашей нижегородской муки «блинной» продается за 36 рублей, причем крупы тоже стоят очень дешево. Да и колбасы ценами несколько отличаются: 159 рублей за «Мясную» и 259 рублей за кило «Петеленки».
Чижик
В Нижнем «Чижики» представлены в каждом районе. И везде одна и та же проблема: зайдя внутрь в одну дверь, выйти из нее не получится. Дело в ручке, которая находится только с одной стороны. Вход и металлическая ограда как бы намекают, что борьба с воровством идет полным ходом. Чтобы выйти — придется пройти весь магазин, а после создается впечатление, что ты как будто несешь краденное.
Внутри оказалось на удивление чисто: не создается впечатление, что название «магазин» и «притон» граничат друг с другом, хотя по экстерьеру так не сказать. Ассортимент, как и у коллег, заточен на непортящиеся продукты: снеки, бакалею, но никаких товаров для хозяйства, как в «Светофоре»: выбор ограничен тряпками и бытовой химией.
Свежие продукты все-таки есть. Цены на овощи и фрукты примерно схожи с предложениями конкурентов: например, кило томатов оценивается в 169 рублей. Многие ходят в «Чижик» из-за мороженого: там есть из чего выбирать, причем акции могут серьезно сбить цены до 30–40 рублей за лакомство. Одно но: угадать, какое будет вкусным, тяжеловато.
В остальном магазин максимально похож на обычных представителей рынка. 3 кило «Тайда» — 429 рублей, кроме него есть еще AXL за 299 рублей, который довольно проблематично найти. По части еды — ассортимент странноватый. Найти колбасу какой-нибудь другой марки, кроме «Папа Может», тяжело. Такое ощущение, что бренд оккупировал все стеллажи. Молока же всего нескольких видов: «Простоквашино» за 79 рублей и «Светаево» за 59 рублей.
Маяк
В «Маяке» такой же подход к покупателям, как и в «Светофоре»: вы приходите на склад и сами берете то, что нужно. Не заходя в магазин и даже не приближаясь, можно выделить минус — расположение. До него нормально добраться можно только на машине, поскольку он находится недалеко от трассы по пути в «Ленту» на Варе.
Что внутри, что снаружи здание не вызывает вопросов: всё довольно чисто, ухоженно. Но вызывают вопросы музыкальные вкусы сотрудников, которые любят вывести свои «треки» на динамики: пока вы выбираете туалетную бумагу в трехметровой куче, у кого-то уже «на часах ноль-ноль».
Найти нужные товары может быть задачей не из легких. Везде аналоги: популярные бренды попадаются нечасто, а если попадаются — в необычном виде. Например, трехкилограммовый мешок макарон Makfa за 336 рублей или 800 граммов кофе Jacob’s Monarch за 999 рублей. Еще есть ультрабюджетные макароны «Астория» — 37 рублей за 400 граммов. А вот цены на чай Greenfield вполне обычные: 89 рублей за 25 пакетиков и 284 за сотню.