Маврикий — одна из немногих африканских стран, в которой удалось вакцинировать более 70% населения. Сейчас она находится по этому показателю на 36-м месте среди мировых государств. Для сравнения: Россия с 38,88% — на 118-м месте (на конец ноября). Ниже, отставая на 0,02%, Гондурас. Нижегородка Екатерина Лепехина вакцинировалась на Маврикии в августе этого года, после этого еще переболела. Однако с получением QR-кода у нее и ее семьи в России возникли трудности. О своей ситуации и успехах вакцинации в далекой стране она рассказала корреспонденту NN.RU.
«Пока никак. Этот вопрос не урегулирован»
Уже несколько лет Екатерина Лепехина не виделась с родителями. Мама с братом живут в Нижнем Новгороде. Женщина — на далеком острове Маврикий, что восточнее Африки. На Новый год она хочет посетить родню, но есть трудности.
— Без QR-кода нам никуда не попасть. Ведь ничего не придумали для иностранцев. Я писала губернатору, его помощник ответил, что мой вопрос направят в нужное ведомство. И всё на этом, — говорит Лепехина.
На Маврикии женщина привилась вакциной Johnson & Johnson в августе этого года, а еще через полтора месяца переболела коронавирусом вместе с мужем, кулинарным журналистом Кевином Гетти. В России он планирует съемки, которые могут не состояться из-за проблем с получением QR-кода.
— Я звонила в российское посольство на Маврикии. Там сотрудники прививались «Спутником». И они тоже не могут получить QR-код. Казалось бы, российская вакцина — и такое отношение, — возмущается Лепехина.
Также женщина обратилась за помощью к нижегородскому министру здравоохранения Давиду Мелик-Гусейнову. Тот поинтересовался, имеет ли семья Лепехиной медицинский полис.
— Нет, они впервые летят со мной в Россию, — ответила Лепехина.
— Тогда пока никак. Этот вопрос не урегулирован, — ответил министр и уточнил, что вопрос можно решить только на федеральном уровне.
Разъяснения о QR от чиновников и МФЦ
Позицию по QR-кодам разъяснили в УМФЦ Нижегородской области.
— Иностранные медицинские организации не имеют доступа к информационным системам РФ (среди которых федеральный регистр лиц, больных COVID-19, федеральный регистр вакцинированных от COVID-19 и ЕПГУ), в связи с чем получение сертификата о пройденной вакцинации гражданином невозможно. Обращаем внимание на то, что вакцинация не зарегистрированным на территории РФ препаратом (Pfizer, Moderna и прочие) не является основанием для получения сертификата в РФ, — рассказали в службе.
Ранее с подобной ситуацией столкнулись некоторые челябинцы, сделавшие прививку за границей. В правительстве региона нашим коллегам также ответили, что они не смогут получить QR-код, так как привитые за границей не могут быть внесены в российский регистр вакцинированных.
«У нас распространены все одобренные ВОЗ вакцины»
Маврикий — остров в 2500 километрах восточнее Африки с населением в 1,3 миллиона. Основной доход страны идет от туристов, производства сахара и тканей. Страна занимает 63-е место по ВВП на душу населения, согласно МФЦ (для сравнения: Россия — на 51-м). А еще это государство с 72% вакцинированного населения. Екатерина Лепехина считает, что на высокие показатели повлияло множество факторов. Один из них — доступность вакцин разных государств.
— Маврикий — туристическая страна, и у нас распространены все одобренные ВОЗ вакцины. Это и Johnsоn, Pfizer, AstraZeneca, Sinopharm, и русский «Спутник V». Я бы, конечно, «Спутником» привилась, например. Но она не во всех странах признается. И в самой России, если ты ее сделал за рубежом, она не будет, как выяснилось, котироваться. Поэтому я привилась Johnsоn, — рассказывает женщина.
«Следят с вертолетов, чтобы не скапливалось много народа»
Нижегородка признается, что на Маврикии тоже есть антивакцинаторы, но в целом люди вынуждены делать прививки, потому что боятся заболеть или потерять работу. Там, как и в России, требуют сертификаты о вакцинации. Кроме того, в стране жестко следят за соблюдением антиковидных ограничений.
— Людей штрафуют, если увидят без маски. На улице еще не так внимательно следят, кроме того, в ней довольно жарко, а в торговых центрах могут выписать. Еще следят с вертолетов, чтобы не скапливалось много народа вместе, — говорит Лепехина.
Жесткие локдауны и прочие ограничения
В Маврикии дважды вводился локдаун — 24 марта 2020 года и 10 марта 2021 года. В первый раз на неделю закрыли даже продуктовые магазины. Затем ограничения смягчили — стали пускать людей по алфавитному порядку. Гражданам с фамилиями на А — F разрешались покупки в понедельник и четверг, на G — N — во вторник и пятницу, на O — Z — в среду и субботу.
— Сидеть на пляжах, устраивать пикники не допускается, — перечисляет Лепехина действующие ограничения. — Зато купаться разрешается. Поэтому люди на берегу сидят в машинах. Сейчас в торговых центрах карты вакцинации не действуют, но попасть в ресторан, например, без них нельзя.
Также в середине ноября правительство острова закрыло школы, запретило спортивные соревнования и концерты. Это связано с новым всплеском заболевания. Так, 16 ноября за сутки было выявлено 260 заразившихся. Некоторые жители в связи с этим и угрозой заражения новым штаммом даже хотят снова введения локдауна. Хотя заболеваемость за полмесяца значительно упала.
Новый штамм, «омикрон», был обнаружен 9 ноября в Ботсване (Южная Африка). Его опасность заключается в огромном числе мутаций, и некоторые исследователи полагают, что он может из-за этого обходить уже сформированный от коронавируса иммунитет. А нижегородский Роспотребнадзор не отвечает утвердительно, будут ли эффективны существующие вакцины от «омикрона».
Ранее министр здравоохранения увидел в появлении нового штамма повод активнее вакцинироваться.