В конце декабря выйдет в свет книга, написанная нижегородцем Антоном Сочешковым. Он рассказал о том, как построил свой дом, набив при этом немало шишек. Его история превратилась с авантюрный роман с элементами триллера, а для других сами-себе-строителей – полезное руководство и эффективное средство от мошенников.
Книга возникла из рассказа, который в 2008 году на одном из строительных форумов написал нижегородец. Его история получила приз в специальном конкурсе, а читатели, другие форумчане, стали активно упрашивать его написать книгу. «Я не стремился создать техническое руководство по строительству жилья. Я просто хотел рассказать о своих ошибках, - рассказал Антон Сочешков корреспонденту NN.RU. - Почитав мои записки, люди говорили, что сталкивались с похожими проблемами. Я долго не брался за книгу, поскольку считал, что это тяжело… Но и сейчас, шесть лет спустя, мне регулярно приходят письма от читателей форума. Мол, спасибо, история поучительная, издавайте книгу».
Мы попросили нижегородца рассказать о том, как решение построить с нуля свой собственный дом превратилось в школу выживания, мудрости и, в конечном итоге, успеха – и не только в строительстве.
Бирюзовое море Таиланда и старый немец Август
«Есть документальный фильм «Секрет», в котором, в частности, говорится о том, что если сильно чего-то хотеть или хотя бы лежать в направлении своей мечты, она сбудется. Я начал строить дом, потому что мне хотелось проверить: а работает ли, - объясняет Антон Сочешков. – Все началось немного раньше, с поездки за границу.
В 2008 году я был менеджером по продажам с зарплатой 15 тысяч рублей. Я только женился, и мы с супругой отправились в Таиланд, который тогда был экзотикой. Мы копили полгода, представляя бирюзовый океан и белоснежные облака, а по приезду поселились в довольно дорогом для среднего нижегородца отеле. Там я познакомился с русскоговорящим немцем Августом. Оказалось, что он родился и 20 лет прожил в Горьком. В момент нашей встречи он уже был на пенсии. Имея хорошие доходы от бизнеса, он путешествовал по миру и не знал забот. На мой вопрос о том, почему наши пенсионеры в старости ищут, чего бы поесть, а о путешествиях и не мечтают, он ответил: «Если ты, действительно, чего-то хочешь, то ты это получишь. Вот и весь секрет».
Вернувшись домой, я понял, что хочу свой дом. Тогда мы с супругой жили в однокомнатной «гостинке» (площадью 11 кв.м.) и планировали завести ребенка. Я постоянно рисовал дом своей мечты, представляя его до деталей.
Мне было 26 лет, и я мечтал, чтобы к сорока годам у меня был дом площадью 150 кв.м. Через два года я заселился в дом, который построил своими руками.
Дом моей мечты и тайные желания банка
«На момент, когда я начал строиться, я имел слабое представление о стройке и сколько денег мне, собственно, нужно, - говорит нижегородец. - Имея зарплату в 30 тысяч рублей, я рассчитывал, что продам свою квартиру за 1,2 млн рублей, ещё 2 млн рублей мне даст банк – и на эти деньги я куплю землю, отстроюсь, да ещё сделаю ремонт в доме и возведу баню рядом. Посмотрев проекты домов в интернете, я решил, что дом за 1 млн рублей – это вполне реально.
Чтобы нам дали деньги по государственной программе «Молодая семья», нужно было «показать» банку деньгами или начатым строительством 30% от суммы займа. Для этого мне надо было либо продавать квартиру, либо начать строиться. Я решил, что 800 тысяч рублей могу получить с продажи квартиры: потрачу 500 тысяч на покупку земли и «покажу» банку ещё 300 тысяч наличных. Чтобы сильно не рисковать, мы заняли 500 тысяч у родственников и на эти деньги купили землю. Мы договорились со строительной компанией, которая за 300 тысяч «в долг» возвела фундамент и предоставила все документы.
Когда я пришел в банк, мне отказали в выдаче кредита. Обнаружилось, что для получения 2 млн рублей надо найти пять поручителей с официальной зарплатой в размере 20 тысяч рублей. Я был сильно удивлен. До того, как у меня образовался долг в 800 тысяч рублей, я приходил в тот же банк, к тому же человеку, и он мне ничего подобного не говорил… Но я проявил упорство и поручителей нашел. Направил в банк все документы… И снова получил отказ.
К этому времени я был уже на взводе: я потратил массу времени и сил, собирая людей и оформляя документы. Строители начали ныть: я им ещё не заплатил, да и дом надо было дальше строить. Я пришел в банк и в ходе длительных переговоров с сотрудниками выяснил, что дело в службе безопасности, которая, собственно, меня и «бракует». Я, паренек с зарплатой в 30 тысяч, докопался до службы безопасности и выяснил, моя официальная зарплата маловата. Поняв, в чем корень зла, я эти проблемы решил: показал свою «серую» зарплату. Но когда мне наконец-то дали кредит, выяснилось, что я не могу строиться через свою фирму.
…И так далее, и тому подобное. Взятки, чиновники, нотариусы, регистрация – в общем, полный бедлам. Я понял, что просто так, без волокиты, что-то от государства получить – просто нереально. Но пройдя через это все я научился решать нерешаемые вопросы. В ситуации, в которой кто-то бы выкинулся из окна, я просто живу дальше».
Мои первые грабли и пощечина от Лигалайза
«Я выбрал отличный земельный участок в *** районе. Вид из окна на поле и лес, в котором ты один – хочешь, песни пой, хочешь кричи. Утром – восход солнца в окнах, вечером – горящие огни районного центра вдалеке. В общем, благодать…
Я начал строиться осенью 2008 года и попал в самый разгар кризиса. Строительные материалы резко подорожали. К тому же я в строительстве был полный ноль, но думал, что все будет просто. Моих 3,2 млн рублей хватило на то, чтобы возвести «коробку». Но когда я решил подключаться к электричеству, меня ждал «сюрприз», от которого я впервые поседел.
В «электросетях» мне неожиданно сказали, что для подключения нет технической возможности. Мол, в селе трансформатор перегружен, присоединяться к нему уже нельзя, а реконструкция для увеличения мощности будет не раньше 2015 года. Я был поражен, потому что сосед отстроился рядом, и я недоумевал, почему от него просто нельзя кинуть провода. Строительство ЛЭП от соседней подстанции, как мне в уме посчитал специалист «электросетей», стоило бы мне около 7 млн рублей.
В общем, мне сказали, что вариантов для меня нет никаких, и я на ватных ногах пошел к машине… Тогда у меня первый раз возникла мысль о том, чтобы наложить на себя руки. Я ехал по дороге и думал: вот бы в меня врезался какой-нибудь КамАЗ. Я включил радио, чтобы заглушить эти мысли, и услышал песню с нового альбома Лигалайза. В ней были строки, которые меня просто воскресили:
«Что дальше? Что ты собираешься делать?
Неврастеник! Сдаться? Стать домашним растением?
Или дальше: бег, бой на само-поражение!
Драка с ними же за их любовь и уважение»
Через десять минут я приехал в музыкальный магазин, купил этот диск и слушал, слушал этот альбом на повторе. До сих пор, сколько лет прошло – у меня слезы наворачиваются, когда я эту песню слышу и заново все переживаю.
Это был переломный момент. Я подумал: да пошли они все! Я развернулся и поехал к тому же дяде давать взятку. В конечном итоге тот отказался от денег, но подсказал, как решить проблему. Трансформатор, действительно, был перегружен, но технически подключиться было можно, заменив какие-то штуковины за свой счет. В итоге подключение к свету мне обошлось в 120 тысяч рублей.
К газу подключиться было ещё сложнее и дороже, но все ничего, если бы у меня не решили отнять дом.
«Двойной» участок, или как у меня отнимали дом
«При царе Горохе, когда «нарезали» земельные участки в моем районе, было 12 соток, из них шесть соток отдали бабушке под картошку, - вспоминает нижегородец. - Годы шли, второй участок пустовал, и бабушка «расширилась» ещё на шесть соток. В таком виде земля осталась внучке, а в 2001 году землю размежевали и внесли 6 соток в кадастр. Правда, не те, которые внучке принадлежали, а соседние. Внучка продала землю мужику, который, в свою очередь, продал её мне. Он показал мне участок, я выставил точки, натянул сигнальную ленту и пригласил земледела из администрации. Тот подтвердил, что я все сделал правильно.
Когда я построил дом, выяснилось, что по документам мой участок – соседний. Пришли люди из администрации и сказали: либо ты сносишь свою самовольную постройку, либо мы тебя прощаем, и ты бесплатно отдаешь дом нам.
Когда я сел в машину, то со мной случился приступ истерики, я ревел и хрюкал, как пятилетний мальчик. Но я быстро успокоился и включил мозги. Я же брал часть денег в ипотеку. Решил, что буду давить на это: пусть забирают мой дом вместе с кредитом.
Я пришел в администрацию и сказал, что буду сносить дом, но прежде подам на них в суд, потому что это их сотрудник неправильно указал мне параметры участка, о чем имеется свидетельство. Я пригрозил статьей о халатности, которая повлекла для меня серьезный финансовый ущерб. Я им сказал, что я с них не слезу, да и банк – тоже.
В администрации, видимо, думали, что я папенькин сынок, который ездит на иномарке (видимо, в деревне она считается признаком состоятельности). Я был обычным трудягой с маленьким ребенком, ипотекой. Я пригрозил чиновникам, что попрошу привлечь их всех до единого к ответственности.
Надо было видеть, как они забегали, переживая за свои задницы… В итоге вызвали на ковер земледела, который выставили точки в натуру. Тогда-то и выяснилось, что в 2001 году, межевщики обмеряя участки, сильно спешили с выполнением плана и толком не умели пользоваться необходимым оборудованием. Оказалось, что мой и соседский участок (который я якобы самовольно занял) были внесены в кадастр с частичным наложением друг на друга, а мой дом стоит посередине – половина на одном участке, половина – на другом.
В этот факт я и вцепился. Тогда по согласованию с администрацией района, города, села и ФРС границы участка внесли в кадастровый реестр так, как было в реальности. Все процедуры по регистрации стоили мне 15 тысяч рублей». Дом остался стоять на месте, но уже на моем участке.
Как мы чуть не погибли и про новогоднее ворье
«На самом деле строительство состоит сплошь и рядом из таких мелочей, - считает Антон Сочешков. – Когда я возводил дом, я не знал, что, к примеру, вентканал можно обкладывать только красным кирпичом, который устойчив к воздействию горячих угарных газов, которые поднимаются от котла. Строители это знали, но схалтурили и обложили верх вентканала не красным, а облицовочным кирпичом.
Зима 2011-го чуть не стала для нас с женой и дочкой последней. Однажды ночью я проснулся он глухого стука. Мне очень не хотелось вставать, но что-то как будто мешало уснуть. Я поднялся и увидел жену, лежащую в дверях. Я вскочил с кровати, подошел к ней – и сам чуть не упал от внезапного головокружения. Я понял, что что-то не то: открыл все окна настежь, проветрил дом. Мы снова уснули. Только утром я понял, как близко мы были от смерти. Оказалось, что ночью облицовочный кирпич лопнул и упал в трубу. Угарные газы пошли в дом. Жена встала, чтобы проверить ребенка, надышалась газами и упала…
Другая неприятная история сделала меня более осторожным. В канун Нового года мы приехали проверить дом (неделю в нем не были). Когда мы вошли, жена закрыла окно в ванной. Я удивился и спросил, зачем она его открывала. Когда выяснилось, что это сделала не она, я бросился на кухню… и обнаружил, что нас ограбили. Какие-то нелюди вынесли всю систему отопления и забрали даже старое зубило. К концу 2009-го у меня осталось 200 тысяч рублей, на которые я сделал новое отопление. В итоге я оказался на нуле и весь следующий год занимался только внутренней отделкой».
Пять миллионов за идею
«Сложности, через которые я прошел, помогли мне получить больше денег, - говорит нижегородец. - Я научился думать, искать решения проблем, договариваться. Когда сумма строительства моего дома по смете превысила 4,5 млн рублей, я перестал считать деньги. Я был удивлен: откуда у меня стали водиться такие суммы? Я понял, что если бы не было той встречи со старым немцем, моего желания и опыта – ничего бы я не получил. Я бы остался тем же менеджером по продажам.
Когда я понял, что хочу дом, то бросил старую работу и устроился в московскую компанию, где стал получать не 15, а 30 тысяч рублей (по тем временам хорошие деньги). Я получил работу директора по продажам, на которую требовался человек от 30 лет с опытом руководства (мне тогда было 26 лет и я хорошо умел убеждать).
Пережить то, что я пережил, строя дом, никому не посоветую. Но пройдя через это все, я научился многому в жизни. Из менеджера по продажам я вырос в гендиректора компании, которая занималась международными поставками. В 28 лет у меня уже был дом, семья, машина и бизнес. В этом возрасте многие только заканчивают гулять и пить Я открыл свой бизнес, и сегодня, к 33 годам, являюсь вполне состоявшимся и успешным человеком».
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
от Антона Сочешкова
- Самое главное при начале строительства – грамотно выбрать участок (если его еще нет). Лучше покупать землю с домиком (пусть сгоревшим или даже рухлядью), потому что земля под ним, скорее всего, предназначена для жилищного строительства, а в населенном пункте есть газ и свет, к которым снова можно подключиться. Хотя это и не дает 100%-х гарантий.
- Строиться на земле со старым зданием проще, поскольку оформление реконструкции дома (даже если ты его перед этим фактически снесешь) оформить проще, чем новое строительство.
- Покупая землю, советуйся с экспертами, юристами. Я чуть не купил землю в Сормовском районе, которую продавали по доверенности. Выяснилось, что собственник находится в тюрьме и выходит через три года. За это время я бы отстроился, а он через суд оспорил легитимность доверенности и забрал землю вместе с моим домом.
- Не покупайте землю с большими деревьями, потому что получать разрешение на рубку и корчевать их выйдет себе дороже. А когда вам говорят «коммуникации рядом» - посылайте не думая. У меня тоже провода проходили мимо участка, а выяснилось, что нет техусловий и реконструкция подстанции не планируется.
- Нормальные агенты говорят, к кому ты подключишься и почем. Помните, что свет и газ – это частные коммуникации. Мне газовый шкаф обошелся в 300 тысяч. Соседи, которые захотят подключаться к газу, будут подключаться ко мне и платить за это деньги.
- Рассчитывайте силы и начинайте строить только когда у вас есть на это деньги (правда, в моем случае все вышло иначе). По поводу строительства в кризис есть одна поучительная история. Одного американского миллиардера как-то спросили, как ему удалось «раскрутиться» в 1926 году, когда в США была великая депрессия и люди закрывали бизнес, продавали дома. Миллиардер ответил, что был выходцем из Латинской Америки и плохо знал английский язык. Он не читал газет и не слушал радио. Он не знал, что был кризис. В любом кризисе есть люди, которые зарабатывают хорошо и много. Просто они не засоряют свои мозги, слушая то, что говорят в телевизоре. Быть успешным – это выбор. Будет сложно? Обязательно будет. Но если ты готов к испытаниям, - вперед.