Проверка регионального управления государственной охраны объектов культурного наследия показала, что застройщик, проектируя многоэтажку во дворе дома на Верхне-Волжской набережной, даже не задумывался о сохранности памятников градостроительства, расположенных рядом. Решением Минстроя он лишился участка.
Специалисты управления Госохранкультуры не нашли документации по обеспечению сохранности двух исторических зданий, расположенных рядом со стройплощадкой во дворе дома № 19 по Верхне-Волжской набережной:
«Больницы Красного Креста, построенной в 1910–1911 гг. на средства М. М. Рукавишникова. Здесь работал хирург Куняев Аркадий Николаевич. 1. Здание больницы. 2. Ограда с воротами» (Верхне-Волжская набережная, 21а);
«Дома И. М. Грибкова» (Верхне-Волжская набережная, 21м).
— Выявленные нарушения могут свидетельствовать о потенциальной угрозе существующей исторической застройке, в связи с этим было принято решение прекратить строительные работы на данном участке, — пояснил и. о. заместителя губернатора Сергей Морозов.
Срок действия разрешения на строительство истекает 5 ноября 2020 года. Однако управление госохраны ОКН приняло решение отозвать согласование проектной документации, что повлекло за собой отзыв и разрешения на застройку.
В прошлом году правительство Нижегородской области очертило охранные зоны этих двух памятников градостроительства и определило особый режим их использования: запрещено капитальное строительство и любая хозяйственная деятельность, причиняющая вред ОКН. В зонах регулирования застройки — рядом с охранными — строительство разрешено, но с целым рядом ограничений, в частности, по высоте здания, сохранению исторического стиля и гарантии сохранности памятников.
Администрации Нижнего Новгорода рекомендовали обеспечить соблюдение особых режимов охранных зон. Контроль над исполнением возложили на заместителя председателя правительства Дмитрия Сватковского. В октябре прошлого года ООО «Селена» прошло все согласования в управлении госохраны ОКН и мэрии и получило разрешение на строительство многофункционального шестиэтажного здания с коммерческими помещениями на первом этаже и квартирами на верхних этажах.
— Уважаемые нижегородцы! Градостроительная политика в городе действительно изменилась! — написала в Facebook активист движения «СпасГрад» Анна Давыдова. — Большинство договоров РЗТ (развитие застроенных территорий. — Прим. ред.) и разрешений на строительство в верхней исторической части города выдано предыдущими властями с нарушениями законодательства в сфере сохранения историко-культурного наследия, о чем градозащитники не просто говорили, а кричали шесть последних лет! Теперь всего лишь надо сделать все по закону.
Однако единомышленники ей напомнили, что есть еще проблема с застройкой во дворе домов по Большой Покровской, где жителей лишают последнего жизненного пространства; строительством дома «С видом на небо» на площади Лядова, который перегородил половину Покровки и «убил» перспективу улицы; разрешение на скандальный небоскреб на пересечении Ковалихинской — Семашко опять продлено. Так что праздновать победу над точечной застройкой пока рано.
В свою очередь член Общественного совета по сохранению объектов культурного наследия Нижегородской области Кирилл Кудряшов отметил, что в стране существует нормативная база, серьёзно затрудняющая «точечную застройку»: федеральные законы (свод правил СП.22.13330.2011 «Основания зданий и сооружений» и п.3 ст.36 73-ФЗ «Об охране объектов культурного наследия») обязывают застройщика обеспечить сохранение окружающей застройки.
— То есть новая стройка отвечает за то, чтоб соседние дома её пережили. Мудрая голова эти правила придумала и утвердила. Прямого запрета на «точечную застройку» он не содержит. Это правильно, ибо тут же окажется, что «в порядке исключения» надо построить детский сад, поликлинику или ещё какой-нибудь социальный объект, под видом которого построят то, что очень хочется. Но стройка в стеснённых условиях потребует таких затрат на сохранение окружающей застройки, что метр в жилом доме, даже элитном и даже в центре получится слишком дорогим.
По словам Кирилла Кудряшова, дома, попавшие в зону влияния новой стройки, необходимо подвергнуть инженерному обследованию, составить программу мониторинга их состояния, который начать минимум за месяц до начала строительства и закончить через год после его окончания. Если в зону влияния попал объект культурного наследия (ОКН), то его обследует организация, имеющая соответствующую лицензию Минкультуры РФ. Если состояние ОКН далеко от идеального, то застройщику скорее всего придётся реставрировать его за свой счёт.
Проектная документация, передаваемая на экспертизу, в обязательном порядке должна содержать раздел «Оценка влияния нового строительства на окружающую застройку и геотехнический прогноз». А в случае, если рядом есть ОКН, то требуется разработать ещё и раздел по обеспечению сохранности ОКН и получить положительное заключение историко-культурной экспертизы.
— Как застройщику удалось получить разрешение на строительство без выполнения документации, упомянутой выше, мне не понятно. Видимо, в данном случае застройщик сумел проскочить до ужесточения норм. После отзыва разрешения на строительство застройщик может попытаться получить его вновь, однако ему придётся дополнять проект целым рядом разделов, разработка которых весьма дорога. Сойдётся ли потом экономика объекта… весьма сомнительно, — заключил Кирилл Кудряшов.