В дзержинском общежитии по улице Ситнова, 10 три дня назад обвалилась кирпичная кладка, а вчера еще и пошла трещинами стена. Теперь люди лишены доступа даже к туалетам. Съемочная группа NN.RU приехала на место событий, чтобы разобраться, почему с домом происходит один катаклизм за другим, и нашла настоящий очаг коммунального ада.
«Семьи с детьми провалятся до первого этажа»
Мы припарковались около грязного газона и уже из окна автомобиля увидели причину нашей поездки в Дзержинск — кирпичную кладку в стене старого общежития, дыра в которой была нелепо прикрыта фанерными листами и голубым деревянным щитком. Отсняв ее, съемочная группа попыталась проникнуть в подъезд.
Первым, на что мы наткнулись, была, как мы сначала подумали, дверь в подвал — полусломанная, вход завален мусором и битыми кирпичами, как будто мы пришли в заброшенное здание. Пробравшись по завалам, неожиданно оказываемся на первом этаже. Длинные коридоры, ободранные стены, горы неоплаченных платежек на подоконниках. Проход к треснувшей стене и дверь в туалет отгорожены лентой — по мнению управляющей компании общежития, здесь может быть опасно.
Поднявшись на второй этаж, мы встречаем Софью Чудакову, которая рассказывает нам историю появления пролома в стене. По словам женщины, кладка рассыпалась сама — причины ей неизвестны.
— Мальчишка с третьего или с четвертого этажа говорит, что он пошел в магазин, а они сами посыпались. «Я поворачивался, — говорит, — и увидел, что они начали рассыпаться». Трещина после того произошла, когда вот эту кладку внизу начали ставить.
Чудакова показывает нам трещины в стене у окна, которых, как она считает, раньше не было. Повреждения появились после того, как заделали дыру в стене.
Жители показывают нам туалет. Здесь обстановка значительно хуже — по стенам расползлась черная плесень, а все кабинки, кроме одной, закрыты на подвесные замки.
— Это вам управляющая компания заперла? — спрашиваю у Софьи.
— Нет, это мы сами повесили, чтобы другие жильцы не ходили. Целиком туалет запирать нельзя — у нас тут такие жильцы есть, которые и дверь выломать могут.
Без туалетов жильцы Ситнова, 10 остались после визита сотрудников дзержинской администрации и аварийных служб. По мнению спасателей, часть дома с санузлом и трещинами, в самом низу которой, с торца, расположена злосчастная дыра, может обвалиться.
После двух коммунальных ЧП за три дня Софья Чудакова уверена, что третьего дом уже не переживет:
— Как говорится, два без трех не бывает. В третий раз, наверное, уже провалимся. Эту общагу мне давали временно, с двумя детьми. Я здесь живу уже почти восемь лет с маленькими детьми. У нас на четвертом этаже грудной ребенок. Если они не успеют выйти, провалятся на третий, с третьего — на второй этаж, со второго — на первый.
«Спать невозможно — стены трещат по ночам»
Наш разговор с Чудаковой прерывает пожилой мужчина, заглянувший в туалет. Выходим и знакомимся с Асланом Абдуллаевым, который называет себя «русским офицером на пенсии».
— Я тридцать лет служил, меня по командировкам мотали. И оказался в таком месте — пять лет я здесь живу. Вчера не спал — слышно, как стена трещит. Здесь постоянные драки, скандалы. Никакие меры полиция не принимает. Говорят: «Ну тебя же еще не убили? Вот убьют — придем, разберемся». Это участковый с нами так разговаривает, понимаете? Невозможно здесь жить.
Абдуллаев подходит к шкафу и резким движением выкидывает из него одежду. Вслед за ней он достает и показывает офицерский китель с капитанскими погонами. На груди — несколько медалей.
— Вот я всё приготовил, чтобы меня в форме похоронили. Я жить долго не буду — мне за 70 уже. Хоть напоследок бы получить нормальную квартиру или хотя бы комнату — в человеческих условиях.
Напоследок мужчина показал нам общую ванную — со стен осыпалась штукатурка так, что видно дранку. На потолке — дыры, торчит арматура. Пока мы снимаем, Абдуллаев хвалит Софью — не пьет, мол, детей воспитывает. Молодец.
«Тебе больше всех надо?»
В коридоре общежития появляется еще один житель — выпивший мужчина с разбитым лицом. Он не представляется, но настойчиво увлекает съемочную группу смотреть на закрытые комнаты и общую кухню.
Ударом ноги дзержинец выбивает дверь в одну из закрытых комнат, показывает нам свалку мусора и чьих-то вещей.
— А что это у нас тут? Помоечка!
Несанкционированное вторжение пресекает другой житель: он обещает избить мужчину, если он еще раз откроет одну из дверей в незанятые помещения.
— Тебе больше всех надо, что ли, [на фиг]? Еще раз вот эти комнаты откроешь, я тебе лично [лицо] сломаю.
Как жители объяснили нам позже, много комнат здесь пустуют: администрация держит их в качестве резервного фонда для расселения. По словам местных, некоторые жители, да и просто хулиганы из города ломают в них замки и используют помещения для сна, развратных действий или распития алкоголя. Иногда вандалы путают пустые комнаты с жилыми и врываются посреди ночи к мирным гражданам.
Расселению не подлежит
Как редакции NN.RU пояснили в пресс-службе дзержинской администрации, 6 мая в диспетчерскую службу поступило сообщение о том, что на втором этаже дома № 10 по улице Ситнова около окна в общем коридоре обнаружена трещина:
— На место выехали службы экстренного реагирования, а также представители администрации города, МКУ «Городское жилье» и управляющей компании, в чьем ведении находится дом, — МБУ «Прометей». Угрозы для жизни жителей нет, на стене установлены маяки для мониторинга.
По словам чиновников, 4 мая МБУ «Прометей» провело восстановительные работы и укрепило разрушенную стену с помощью металлических подпорок. Именно так власти описали починку пролома с помощью фанеры и деревянного щитка.
Пока мы снимали репортаж, во дворе общежития по Ситнова, 10 установили два синих биотуалета. Власти не называют сроки, когда люди снова получат доступ к санузлам в своем доме.
В пресс-службе дзержинской администрации редакции NN.RU рассказали, что в 2019 году в этом доме проходил капитальный ремонт: там отремонтировали крышу, электроснабжение и водоотведение. Аварийным здание до сих пор не признано. Единственное, что сможет поменять положение дел, — экспертиза, дата которой еще даже не назначена. Если она покажет, что проживание здесь опасно для жизни и здоровья граждан, дом смогут экстренно расселить.
Напомним, ранее мы рассказывали о том, как нижегородцы выживают в двухсотлетнем купеческом особняке, который разваливается на части. В доме купца Лелькова 1820 года постройки скоро рухнет крыша, в стенах — огромные трещины, а ДУК только шлет жителям отписки. Позже стало известно, что на управляющую компанию завели дело: проверка выявила многочисленные нарушения в содержании объекта культурного наследия.