Уже несколько дней в Нижнем Новгороде кипят дискуссии по поводу новой транспортной системы — на интерактивной карте ГИСОГД региона появилась планируемая маршрутная схема, на которой можно посмотреть, какие маршруты будут ходить в Нижнем Новгороде и его окрестностях в 2022 году и какие останутся к 2025 году. В нижегородском Минтрансе подчеркивают — эта схема пока более чем предварительная, она еще может измениться даже до вынесения на общественные обсуждения, не говоря уже об утверждении окончательного варианта. Разбираемся, почему возникла необходимость снова что-то менять в пассажирских перевозках, кто этим занимается и как к подобным нововведениям относятся в других регионах.
В чем суть?
Начало ввода новой маршрутной сети планируется во второй половине 2022 года. Процесс этот будет идти постепенно, а не происходить единовременно. Работа будет продолжаться вплоть до 2025 года.
— Планируется увеличение скорости пассажирских перемещений, формирование опорного транспортного каркаса — обособленные трамвайные линии, линии внеуличного транспорта (метрополитен, канатная дорога), магистральные автобусные маршруты, проходящие по магистральным улицам с преимущественным движением по выделенным полосам. Кроме того, новая маршрутная сеть предполагает двукратное увеличение количества и протяженности магистральных маршрутов (то есть тех, которые движутся по крупным улицам с большим пассажиропотоком), на которых обеспечивается максимальное время работы в течение суток и минимальные интервалы движения транспортных средств, — рассказали NN.RU в Министерстве транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области.
Политику, направленную на модернизацию системы пассажирского транспорта, правительство Нижегородской области проводит с 2019 года.
— Одним из базовых элементов этой политики является создание на уровне региона эффективной системы управления транспортным комплексом, обеспечивающей единство управления всеми видами общественного транспорта. Новая схема разрабатывалась исключительно для Нижнего Новгорода. В декабре 2019 года был принят закон о перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти. С принятием данного закона фактически создана нижегородская транспортная агломерация, к которой относится территория Нижнего Новгорода и еще семь городских округов и районов (Бор, Дзержинск, Арзамас, Балахнинский, Богородский, Городецкий и Кстовский муниципальные районы), — сообщили в Минтрансе.
Кто разработчик?
Контракт на выполнение работ по разработке и созданию цифровой интеллектуальной маршрутной сети в Нижнем Новгороде с АО «Институт Стройпроект» был заключен 17 июля 2020 года. Цена контракта составила 74 250 000 рублей (начальная цена — 75 000 000 рублей). Заказчиком выступило ГКУ НО «Центр безопасности дорожного движения». Планировалось, что работы должны быть выполнены до 5 сентября 2021 года, но, судя по тому, что проект новой маршрутной сети до сих пор официально не выставлен на общественное обсуждение, сроки немного затянулись.
Акционерное общество «Институт Стройпроект» зарегистрировано в Санкт-Петербурге. Организация существует с 1998 года. Генеральным директором является Алексей Журбин, он же был и одним из учредителей компании. По данным сервиса «Контур.Фокус», АО «Институт Стройпроект» за время работы заключило в общей сложности 295 контрактов по госзакупкам на общую сумму 13,7 миллиарда рублей.
Кстати, эта же компания занимается авторским надзором за выполнением работ по строительству новых транспортных развязок в Нижнем Новгороде. Так, в марте 2020 года был заключен контракт на авторский надзор за строительством развязки в районе деревни Ольгино за 3 366 984 рубля, а в сентябре 2020 года — на авторский надзор за реконструкцией дорог и строительством развязки в районе улиц Циолковского, Кузьмина и Светлоярской в Нижнем Новгороде за 8 507 211 рублей.
Разработкой технорабочего проекта внедрения новой транспортной системы Нижегородской области должно заняться ООО «Национальный центр информатизации» из Татарстана. Начальная цена контракта на эти работы составляла 117,5 миллиона рублей, но ООО «НЦИ» предложило выполнить их всего за одну копейку. Срок исполнения контракта назначен на 27 января 2024 года.
ООО «НЦИ» зарегистрировано в городе Иннополис Республики Татарстан 23 апреля 2014 года. Основным видом деятельности компании является разработка компьютерного программного обеспечения. Генеральный директор — Константин Солодухин, уставный капитал — 600 010 000 рублей.
Кстати, за внедрение интеллектуальных транспортных систем, к примеру, в Махачкале, та же компания запросила 320 317 878 рублей — правда, здесь речь идет именно о самом внедрении, а не о разработке проекта.
Напомним, ранее сообщалось, что реализация новой транспортной схемы в Нижегородской области оценивается в общей сложности в 111 миллиардов рублей — в эту сумму входит и модернизация городского электротранспорта (41,8 миллиарда), и обновление подвижного состава (17,9 миллиарда рублей), и строительство сети транспортно-пересадочных узлов (2,5 миллиарда рублей), а также строительство метро и канатных дорог.
А как в других регионах?
АО «Институт Стройпроект» занималось также выполнением работ по разработке комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом в городе Санкт-Петербурге (кстати, тот контракт оказался даже подешевле нижегородского — 38 767 373 рубля). Контракт был заключен 19 октября 2020 года, а срок исполнения был назначен на 31 декабря 2020 года.
При этом, судя по комментариям под статьями наших коллег из «Фонтанки», проект новой маршрутной сети петербуржцы восприняли буквально так же, как нижегородцы.
— Я понимаю, они на общественном транспорте не ездят. Отсюда псевдоудобство — единый проездной и куча пересадок: ну, поскачи с пересадками с коляской или с тяжелой сумкой, — жалуется в комментариях на «Фонтанке» Squaw.
— Сравните схему метро Санкт-Петербурга и Москвы. Сравните объем затрат на общественный транспорт в Москве и постоянные сокращения в Санкт-Петербурге. То, что у нас сейчас происходит, никак не замена маршруток общественным транспортом. А либо бездарное руководство, либо намеренное вредительство, — негодует RomeoMario.
— Ну и зачем сокращать удобные коммерческие маршруты? Туда, куда раньше можно было добраться одним коммерческим, придется ехать на перекладных муниципальных? — возмущается Владислав М.
Одновременно новые маршрутные схемы внедряются и в других регионах России. Разрабатывают их уже другие компании, но тенденции примерно те же — ставки делаются на сокращение маршрутов и на пересадки. Так, летом 2021 года началась транспортная реформа в Ярославле — продолжаться она также будет до 2025 года.
— Спасибо за возврат в прошлое. Когда ждали автобус по 30 минут, затем, если повезет, втискивались и, вися на подножке, ехали по делам. Но мы не просили об этом. Зачем менять то, что всех устраивало, — пишет на сайте 76.RU Е.В.К.
— Общественный транспорт должен стимулировать людей пересесть в него с автомобиля. А мы в итоге имеем обратную ситуацию. Боюсь, что скоро мы увидим чудовищную ситуацию на дорогах, — обращает внимание «Вася».
Напомним, ранее мы публиковали полный список маршрутов, которые будут работать в Нижнем Новгороде в 2022 году, а также список отмененных маршрутов (это главным образом маршрутные такси, причем среди них есть и очень популярные у нижегородцев).