В начале апреля губернатор заявил, что в ближайшие годы троллейбусы в верхней части Нижнего Новгорода собираются заменить электробусами. Мы посмотрели, кто производит их в России и «дружественном» зарубежье, и сделали подборку из транспорта, который в скором времени может появиться в городе.
ЛиАЗ-6274
Электробусы ЛиАЗ (входит в группу ГАЗ) собирают уже около пяти лет. Сейчас их можно встретить на маршрутах общественного транспорта в Москве. Это большие синие автобусы с огромной надписью «Это электробус». ЛиАЗы рассчитаны на 85 человек при 31 посадочном месте. Оснащены камерами видеонаблюдения, валидаторами и usb-зарядниками. Также есть система блокировки движения при открытых дверях. Что о них пишет производитель:
автономно они могут проехать до 59 километров, с подзарядками — около 300. Аккумулятора должно хватить на 15 тысяч циклов;
заряжаться ЛиАЗы могут разными способами, быстрее всего — через пантограф (это механизм, который опускается на крышу). При таком способе зарядка должна занять меньше 20 минут;
электробусы прошли испытания в диапазоне температур от +30 до -35 градусов. Температуру в салоне регулирует система автоматического термостатирования.
Сейчас в Москве ездят более 200 ЛиАЗов, в планах у столичных властей — закупить еще 200 электробусов. Их запустят в Москве в течение двух лет.
Первый «электрический» маршрут в Нижнем Новгороде, кстати, обслуживают машины, выпущенные на Горьковском автозаводе. Правда, это не крупные автобусы, а небольшие «Газели». В 2021 году их выпустили на маршрут А50, связывающий станцию метро «Парк культуры» и аэропорт.
КАМАЗ-6282
Электробусы, которые чаще всего можно встретить на московских улицах, — это в основном КАМАЗы. В столице их больше 700. Недавно московские власти заключили контракт на поставку еще тысячи «электричек» этой марки. Как и в электробусах ГАЗа, в КАМАЗах может поместиться до 85 человек. В салонах есть сеть Wi-Fi, видеопанели и несколько камер. Что о них говорит производитель:
без подзарядки могут проехать до 100 километров. Аккумулятора должно хватить на 20 тысяч циклов;
электробусы заряжаются от станций ультрабыстрой зарядки через полупантограф. На это уходит порядка 20 минут. В дополнение есть бортовое устройство для ночной зарядки;
приспособлены для работы при температуре от -40 до +40 градусов. Климатическая система с полностью электрическим двигателем.
С компанией «КАМАЗ» нижегородские власти сотрудничают уже давно. Она не раз поставляла региону автобусы и коммунальную технику. Из-за одной из таких закупок пару лет назад даже разгорелся скандал: мэрия подписала соглашение с «КАМАЗом» на поставку снегоуборочных машин, однако идею не оценили сотрудники Горьковского автозавода, который выпускает похожую технику. В администрации в ответ на критику сообщили, что не собирались обходить ГАЗ стороной, а просто хотели провести закупку у них позже.
БКМ Е321
В Беларуси действует как минимум два крупных предприятия, на которых выпускают электробусы. Первое — «Белкоммунмаш», также известное как BKM Holding. Эта компания — партнер Нижегородской области. В прошлом году регион и предприятие запустили совместное производство в Ворсме, где сейчас собирают трамваи «МиНин» для столицы Приволжья (название от сочетания слов «Минск» и «Нижний Новгород»).
На «Белкоммунмаше» выпускают электробусы двух серий: Olgerd и Vitovt. У каждой — по три модели, которые различаются по размеру (самый большой собран с «гармошкой»). Рассмотрим характеристики одной из них — Е321:
электробусы рассчитаны на 88 человек при 30 местах для сидения;
заряжаются от станций ультрабыстрой зарядки через пантограф. Также в них установлено оборудование для ночной зарядки;
из дополнительных опций: автоматическое пожаротушение, система учета пассажиров, камеры в салоне и Wi-F;
какой у них запас автономного хода, на сайте предприятия не написано. Как сообщают дилерские центры, без подзарядки они могут проехать до 40 километров.
Электробусы Е321 в основном можно встретить на улицах Минска. Один из них ездит в Сочи — местным властям он так понравился, что они решили накупить еще такой техники. Правда, в этот раз у местного производителя — выбор пал на КаМАЗ.
МАЗ 303Е10
Также электробусы выпускает и Минский автомобильный завод (входит в холдинг «БелавтоМАЗ»). От предыдущих моделей МАЗы отличаются большим запасом хода — до 300 километров. Что о них известно:
заряжаются от стандартной розетки 380 В (на это уходит около 6 часов). Кроме того, электробусы могут зарядиться на высоковольтных станциях примерно за 3,5 часа;
двигатели в минских электробусах — немецкие ZF CeTrax мощностью 300 кВт. Кстати, для российских «электричек» раньше тоже использовали зарубежные запчасти, в том числе и произведенные на ZF. Как рассказали «Коммерсанту» представители КАМАЗа и ЛиАЗа, теперь предприятия используют отечественные комплектующие и оборудование из «дружественных» стран;
отопление и работа кондиционера — полностью электрические;
МАЗы оборудованы USB-розетками, бесконтактной системой противозащемления, датчиками дождя и света.
Во время недавнего визита в республики Беларусь Глеб Никитин побывал на Минском автомобильном заводе. По итогам встречи пресс-служба МАЗа сообщила, что губернатор «выразил заинтересованность в приобретении электробусов для транспортного обеспечения Нижегородской области». Сам глава региона сказал, что цель местных властей — «не просто закупать, а обмениваться технологиями».
Почему критикуют электробусы
Как посчитал «Коммерсантъ», Москва закупала электробусы по цене от 30 до 56 миллионов рублей за штуку — и это не считая зарядной инфраструктуры. Для сравнения, стоимость троллейбуса с автономным ходом, как узнали наши коллеги из Красноярска, составляет 34–37 миллионов. На первом этапе нижегородские власти хотят закупить 60 электробусов — вместе с инфраструктурой это обойдется в более чем 5 миллиардов рублей. Финансировать обновление парка регион будет лишь частично, основные затраты должна покрыть федеральная субсидия. Это решит проблему с дороговизной закупки, но не покроет расходы на дальнейшее недешевое обслуживание транспорта.
Еще одна претензия к электробусам, как ни странно, связана с их экологичностью. По словам эксперта по городскому развитию Сергея Трухачева, существенный минус этого вида транспорта — замена аккумуляторных батарей и их утилизация. Кроме того, электробусы критикуют за использование дизельных генераторов для обогрева салона. Они есть не во всех «электричках» — всё зависит от модели. В московских электробусах, например, использовались дизельные отопители.
Из-за закупки электробусов инициативная группа граждан из Нижнего Новгорода даже обратилась к председателю СК РФ Александру Бастрыкину. Активисты назвали отказ от троллейбусов в пользу электробусов преступлением против города и его жителей. Региональный СК сейчас проводит доследственную проверку.
Какой транспорт вы бы хотели видеть на улицах города? Пишите в комментариях.