Первые электробусы запустили в Нижнем Новгороде в конце февраля. На улицы города выехали оранжевые ЛиАЗы и «МиНиНы», заменив на маршрутах изношенные троллейбусы. Между тем для многих этот транспорт всё еще в диковинку. Разбираемся, что они представляют собой и чем нижегородские электробусы отличаются друг от друга.
Проект стоимостью в миллиарды
Электробусы купили как замену старым и потрепанным троллейбусам. Региональные власти посчитали, что дешевле будет ввести в автопарк новый транспорт, чем обновлять до жути изношенную инфраструктуру для «рогатых». Областное правительство заключило договор на поставку 120 электробусов, направив на это более 5 млрд рублей.
Для Нижнего Новгорода электробусы собирают два предприятия. Производством 62 «электричек» занимается «Нижэкотранс». Это российско-белорусское предприятие под Ворсмой, которое до этого уже успело выпустить трамваи «МиНиН». Контракт с заводом стоил 2,7 млрд рублей. Вторую часть электробусов собирают на Ликинском автобусном заводе (входит в группу ГАЗ). Стоимость контракта была значительно ниже — 1,9 млрд. «Ъ-Приволжье» писал, что дело в разных батареях. У «МиНиНых» они большей емкости, потому они могут дольше находиться в пути без подзарядки.
Первыми на улицы города выехали электробусы ЛиАЗ. Предполагается, что транспорт этого бренда займет троллейбусные маршруты в заречной части Нижнего Новгорода. Во время нашего тест-драйва водитель рассказал, что они гоняют по паре кругов, после чего заряжаются. В будущем, как добавил парень, количество этих кругов будут увеличивать.
Электробусы «МиНиН» курсируют по маршруту от площади Минина до микрорайона «Цветы». Нижегородцы рассказали, что ходят они довольно редко. Транспортники ответили, что их количество и интервальность скорректируют — часть электробусов еще проходит обкатку.
Изначально все электробусы собирались поставить в Нижний в 2023 году. Но эти планы не осуществились. Теперь власти рассчитывают получить обновленный автопарк до конца марта.
ЛиАЗ обкатывает Автозавод
Ликинский автобусный завод уже несколько лет производит электробусы для Москвы, потому у предприятия есть опыт сборки такого транспорта. Для нашего города он должен поставить 58 «электричек». Когда речь зашла о покупке нового транспорта, многие нижегородцы ожидали увидеть московский вариант синего цвета и надписью: «Это Электробус». Позже на улицах Автозавода появились оранжевые ЛиАЗы. Судя по внешнему виду, модель та же, что когда-то поставляли в столицу, но с некоторыми отличиями. Надпись тоже другая — «Заряжен на поездку».
Представители завода рассказали NN.RU об особенностях их электробусов. Без подзарядки они могут проехать до 150 километров. Есть три типа зарядки — от ультрабыстрой до медленной. Самый скоростной способ занимает порядка 20 минут.
Важнейшая составляющая электробусов — аккумуляторные батареи. От того, сколько циклов зарядки они могут пережить, зависит состояние самого транспорта. В ЛиАЗе нам не ответили, как долго живут батареи в их электробусах. Но добавили, что в «электричках» есть автономная система термостатирования, которая помогает сохранять емкость батарей и позволяет продлить их срок службы.
Поговорим о системе отопления. Несколько лет назад жители Москвы жаловались, что в некоторых электробусах в морозы используют дизельные отопители. Транспорт, который предполагался как экологичный, становился ядовитым для природы. На Ликинском заводе NN.RU сообщили, что в их электробусах только электрический отопитель. К слову, во время нашей поездки на ЛиАЗе салон показался нам прохладным, хотя машины рассчитаны на работу в диапазоне температур от -40 ºС до +40 °С.
Среди фишек электробусов ЛиАЗ — система блокировки движения при открытых дверях, камеры видеонаблюдения, раздельная система климат-контроля и USB-зарядки.
Разработка нижегородцев и белорусов
Если для ЛиАЗа сборка электробусов уже стала привычным делом, для «Нижэкотранса» это был новый опыт. В основу разработки «МиНиНых» легли чертежи белорусского предприятия «Белкоммунмаш», выступающего партнером Нижегородской области. Те уже полвека собирают разные виды электротранспорта.
Что из себя представляют «МиНиНы» NN.RU рассказали на предприятии «Нижэкотранс». Салон рассчитан на 75 пассажиров. Дизайн внутри очень похож на тот, что использовали при производстве одноименных трамваев. «МиНиНы» способны разгоняться до 75 км/ч.
— Электрическая ходовая установка электробуса рассчитана не менее чем на 2000 циклов полной зарядки до начала процесса деградации батарей, — рассказали на предприятии.
Без подзарядки электробусы могут проехать до 250 километров. Пока «МиНиНы» вышли только на один маршрут — Э-17, протяженность которого составляет около 13 километров. То есть в теории заряда «электрички» должно хватить на 19 поездок. На деле выйдет меньше, так как электробусы не будут разряжать до минимума. «МиНиНы» заряжаются по ночам в депо — уходит на это около 5 часов.
Производитель отметил, что транспорт сможет выдержать морозы до -40 градусов. Электробусы оборудованы только электропечами. Фишки «электричек» — пандус, кнопка вызова помощи для инвалидов и USB-порты для зарядки гаджетов.
Едва появившись в городе, электробусы «МиНиН» уже успели наделать шума. В январе их отправили на доработку в Ворсму, где базируется «Нижэкотранс». Тогда это объяснили так: нужно доработать характеристики электробусов и повысить уровень комфорта пассажиров. На предприятии NN.RU уточнили, что в транспорте оптимизировали систему термостатирования тяговых батарей (обеспечивает нужный тепловой режим) и обновили программное обеспечение.
На прошлой неделе один из электробусов «МиНиН» сломался во время поездки. Как рассказали нижегородцы, около ЖК «Цветы» у машины «что-то стукнуло в задней части салона, затем раздался сильный шум и пошел запах». Этот электробус сняли с маршрута. Транспортники лишь сказали, что выясняют причины поломки.
У всех новых нижегородских электробусов есть гарантийный срок. Для ЛиАЗов он составляет два года, для «МиНиНых» — четыре.
Ранее власти рассказывали, по каким маршрутам будут ходить электробусы. Список направлений можно посмотреть в отдельном материале.