«На пешеходном переходе меня чуть не сбил самокатчик, вылетел из ниоткуда по диагонали. Ладно успела его заметить и отскочить», — пожаловалась в соцсетях одна из нижегородок.
Поток подобных сообщений за последние годы только множится. Причем под раздачу попадают не только нарушители, но и порядочные пользователи электросамокатов. NN.RU поговорил с сервисами кикшеринга и урбанистом. Как должно быть организовано движение самокатов и насколько они популярны в Нижнем Новгороде — в нашем материале.
Электросамокаты захватывают города
Первые электросамокаты появились в Нижнем Новгороде около пяти лет назад. Затем в крупные российские города пришли прокатчики. Сейчас на улицах можно увидеть Whoosh и «Яндекс.Go», фиолетовые «МТС Urent», а также частные самокаты (чаще всего они черного цвета).
По данным сервисов, в этом году в столице Приволжья работает более 6,5 тысячи электросамокатов. Эти средства передвижения пользуются большой популярностью. В сервисе Whoosh рассказали, что по итогам 2023 года нижегородцы совершили около миллиона поездок. В сумме они проехали расстояние длиной свыше 4 миллионов километров. Прокатчики подчеркнули, что по сравнению с прошлым годом интерес к кикшерингу значительно вырос. И это несмотря на изменения и ограничения, которые ввели для самокатов за последние пару лет. Например, им наконец-то дали определение. До этого с точки зрения закона не было понятно, что такое электросамокат: мопед, велосипед или эквивалент пешехода.
Вместе с гироскутерами, сигвеями и моноколесами самокаты отнесли к средствам индивидуальной мобильности (СИМ). Правила их движения во многом совпадают с теми, что установлены для велосипедистов. В идеале самокатчики должны ездить по велосипедным дорожкам. Но так как в городе их нет (или практически нет), разрешается двигаться по тротуарам. Правда, есть одно ограничение — масса СИМ не должна превышать 35 кг. В пешеходных зонах люди имеют преимущество перед самокатчиками.
На участках, где нет велодорожек и тротуаров, пользователям СИМ разрешается ехать по обочинам дорог. Если и они непригодны для движения — по правому краю проезжих частей. При этом есть несколько условий: на дороге не должно быть запрета на движение велосипедистов, лимит скорости — до 60 км/ч. На проезжей части самокатчикам запрещен не только обгон, но и объезд машин с левой стороны. То есть они каким-то образом должны протискиваться между стоящими авто и бордюром.
По закону пользоваться СИМ могут и дети, но с некоторыми ограничениями. Ребятам до 14 лет запрещено выезжать на дорогу. Малыши до 7 лет могут кататься на самокатах только в сопровождении взрослого.
Правила для самокатов собираются дорабатывать. По данным «Коммерсанта», в ПДД введут правила остановки и стоянки СИМ. Самокатчики должны будут останавливаться по требованию сотрудников ГИБДД и проходить проверку на состояние опьянения.
Правила для прокатных самокатов
NN.RU обратился к крупным сервисам проката самокатов Whoosh и «МТС Urent». Эти компании работают в Нижнем Новгороде около трех лет. Их транспорт можно встретить и в десятках других российских городов. Как сообщили в Whoosh, в столице Приволжья на их самокатах ездит 21% активного населения.
Взять в прокат эти средства передвижения довольно просто. Нужно установить приложение одного из сервисов и привязать к нему банковскую карту. Пять минут поездки на электросамокате в среднем обойдутся в 90 рублей.
— С 27 мая «МТС Urent» совместно с другими кикшеринговыми компаниями изменил оферту и ужесточил штрафы за нарушение ПДД на самокатах. Мы рассчитываем, что это поможет уменьшить желание пользователей нарушить правила, — пояснили в компании.
Несмотря на то, что закон разрешает ездить на СИМ несовершеннолетним, сервисы кикшеринга не идут на такой риск. Потому арендовать прокатный самокат позволяют только взрослым пользователям. Дети, пытаясь обмануть систему, создают фейковые аккаунты.
— Оператор блокирует несовершеннолетних пользователей, которых удалось выявить с помощью сервиса идентификации «МТС ID». Информация о дате рождения пользователя передается при его аутентификации в приложении кикшеринга в зашифрованном виде в привязке к номеру телефона аккаунта. В Нижнем Новгороде в настоящее время заблокировано уже около 500 аккаунтов несовершеннолетних, и сервис продолжает их выявлять, — сообщили в сервисе «МТС Urent».
То же самое делают и другие прокатчики. Представители Whoosh отметили, что думают ввести авторизацию с помощью банковских ID для контроля возраста пользователей. Штраф для нижегородцев, которые передают СИМ детям, составляет 10 тысяч рублей.
В этом году Whoosh выписал более 300 штрафов и заблокировал около 1,6 тысячи аккаунтов. Чаще всего нарушителей наказывали за неправильную парковку и неспешивание на пешеходном переходе. Аккаунты блокировали у тех, кто ездил на самокатах вдвоем или передавал транспорт детям. В компании подчеркнули, что более 99% поездок проходят без нарушений.
— Даже если однажды заблокированный пользователь создаст новый аккаунт по другой сим-карте, мы об этом узнаем — так как блокировка касается не только сим-карты нарушителя, но и смартфона, — добавили представители сервиса.
В «МТС Urent» сообщили, что оштрафовали более 2 тысяч пользователей в Нижнем Новгороде. В основном за неправильную парковку и езду вдвоем. Как рассказали в компании, они вместе с другими сервисами обсуждают создание механизма обмена нарушителями, чтобы те не смогли ездить у других операторов в случае блокировки аккаунта у одного из них.
Как штрафуют нарушителей
Когда пользователь регистрируется в приложении, он подписывает оферту, в которой прописаны правила дорожного движения. Если факт нарушения ПДД подтверждается, с его карты списывают деньги.
— Штрафы за езду в нетрезвом виде, а также за ДТП по вине пользователя операторы выносят только при наличии соответствующих подтверждающих документов от компетентных органов, например ГИБДД и других органов исполнительной власти, — отметили в «МТС Urent».
Как пояснили в компании, выявлять нарушителей им помогают органы правопорядка, городские камеры и консультанты по безопасности. Последние в том числе следят за порядком на парковках.
Как сообщить о нарушениях
Если на агрессивной езде попался человек на прокатном самокате, на него можно пожаловаться в службу поддержки одного из сервисов. Есть универсальный вариант — бот в телеграме «Самокаты: общественный контроль». Его запустила Ассоциация операторов микромобильности.
Бот потребует согласие на обработку персональных данных. После этого нужно указать город, характер нарушения и его адрес. Также он попросит приложить фото или видео случившегося.
По данным полиции, в этом году в Нижегородской области произошло более сотни аварий с электросамокатами (в 2023-м — 138). Пострадали около 40 детей. При этом ДТП с погибшими не зафиксировали.
— Сотрудники ГИБДД проводят пешие патрули в местах массового скопления самокатчиков. Полицейские пресекают нарушения ПДД с наложением мер административного характера, — рассказали NN.RU в нижегородском МВД.
Таким образом, нарушителям на прокатном самокате придется заплатить двойной штраф: первый потребует полиция, второй — сервис кикшеринга.
Что говорит урбанист
Города по-разному «ладят» с сервисами кикшеринга. Сергей Собянин пообещал не запрещать электросамокаты в Москве, но отметил, что эту сферу будут жестче контролировать. Пермские власти фактически выгнали прокатчиков из города. Они запретили парковку самокатов вне специально отведенных мест. При этом разрешенных зон чиновники предусматривать не стали.
— Местные власти немножко не успевают за запросом общества и рассматривают самокаты как некое развлечение, а не часть транспортной инфраструктуры города. Одна из основных задач, на мой взгляд, — интегрировать данный вид транспорта в единую систему, — считает урбанист Мирослав Валькович.
Представители Whoosh и «МТС Urent» заявили, что более 80% поездок пользователи совершают по транспортному сценарию. Это когда люди по кратчайшему пути добираются из точки А в точку Б, а его протяженность не превышает пяти километров. Иначе их можно назвать не развлекательными поездками.
По словам Вальковича, самокаты так популярны в том числе и из-за дорожных проблем: больших пробок и неразвитости общественного транспорта.
— Почему-то пытаются что-то непонятное сразу запретить вместо того, чтобы отрегулировать. Я могу сравнить это с тем, как появлялся личный автотранспорт. Тогда были конфликты между пешеходами и водителями. Появились правила, номера, права — всё это было отрегулировано, — добавил урбанист.
Валькович подчеркнул, что у прокатных самокатов есть уникальная способность — они полностью управляемы электроникой. Их движение можно регулировать удаленно.
В некоторых зонах электросамокаты могут автоматически замедляться. Перечень таких площадок в Нижнем Новгороде в этом году расширили. В него, например, вошли туристические улицы и скверы. Полный запрет на самокаты введен на территории кремля, парках «Швейцария», имени Пушкина и 1 Мая. Также в этот перечень думают включить улицу Большую Покровскую.
— Пешеходы у нас, безусловно, в приоритете, — отметил урбанист. — И безопасность любых граждан, будь они на самокате либо на вертолете, тоже в приоритете. Нужно разводить потоки. Подходить отдельно к каждому участку.