— Как-то все спонтанно получилось. Летом 2015-го я собирался ехать автостопом на Байкал. Уже был практически на чемоданах и тут узнал, что хорошие знакомые собираются ехать на полуостров Рыбачий. Говорят: «Поехали с нами». Северную природу я очень люблю, как в 2003 году в Карелию съездил — влюбился в эти просторы.
Мы поехали на двух микроавтобусах: полноприводных, с лебедками, со всеми делами. Ехали не напрягаясь, три дня по 600 км в день, чтобы не обессиленными приехать.
В определенные места полуострова можно добраться на обычном автомобиле. Например, мой знакомый ездил на «Оке». Мы же поехали по местам, где на неподготовленном автомобиле не проедешь: завалы острых камней, дороги подтопленные.
Приехав на Рыбачий, сразу поехали на северное побережье, там есть так называемый Зубовский тракт. По нему на обычной машине не проедешь. Доехали до Баренцева моря и уже по побережью поехали на самую восточную точку полуострова — Цыпнаволок. Там маяк, метеостанция.
Потом по побережью проехали на запад в поселок Вайда-Губа. Он является самой северной точкой европейской части России. Затем по западному побережью вернулись на полуостров Средний.
Неделю у нас заняла дорога туда и обратно, и неделю мы ездили там. Там быстро не поедешь, так что наколесили мы, на самом деле, немного.
Заправок там нет, поэтому запас топлива брали с собой. А вот связь ест: оператор меня пару раз приветствовал в Норвегии.
Людей на полуострове практически нет. Только на метеостанциях, на маяках, оленеводы и вояки какие-то. Там много заброшенных военных городков с советского времени, но сейчас от них остались одни руины: всякие брошенные вездеходы, разная техника.
Природа — бескрайняя тундра. Мох, камни, скалы, озера — до горизонта. Такая красотища. И звенящая тишина. Ты глушишь машину — и у тебя в ушах звенит. И прозрачный воздух до горизонта. Вся природа чистая.
Чувства там испытываешь какие-то двоякие. С одной стороны — завораживающая красота, с другой — какая-то необъяснимая внутренняя тоска.
Там везде камни. Как будто древние великаны выкорчевывали их и строили замки.
Вода ветер брызги рисуют на камнях причудливые фигуры. Там можно ходить часами, сделать 10500 фоток и не все снять.
Не простил бы себе, если бы не искупался в Ледовитом океане. Залез, поплескался... Проплыл метр туда, метр обратно. Холодно.
Много оленей. Даже людей они не боятся, подходят близко.
Здесь очень много мест, где шли серьезные бои в ВОВ. Чтобы попасть на полуостров, нужно перебраться через перевал Мустатунтури, где шли самые ожесточенные сражения. И сейчас там музей под открытым небом.
До сих пор здесь находят бойцов, работают поисковые отряды, братские могилы делают. Самый свежий обелиск, который мы видели, был датирован этим годом (2015 г).
В июле на Рыбачьем не темнеет. В Мурманске еще есть сумерки, на полуострове же солнце вообще не закатывалось. Переносилось с трудом. Спать при таком ярком свете вообще трудно. Ты ходишь и думаешь: «Сейчас день или ночь?» Хочется спать — значит, ночь.
А еще там очень непредсказуемая погода. Я ходил там в кофте, ветровке и мерз. В хорошую погоду ходил просто в кофте.
Путь до Рыбачьего от Нижнего — 1800 км. В дороге мелкие поломки были, но мы их устраняли довольно быстро. Например, перестала одна машина заводиться, быстренько нашли сгоревший предохранитель… А на обратном пути у нас на одном из микроавтобусов сломалась коробка. Она уже где-то в Карелии на Мурманской трассе себя плохо вела, когда свернули в Медвежьегорск, сдохла окончательно. Заехали в лесочек. Подумали. Машину бросать негде, не у кого, жалко. Приняли решение тащить ее на сцепке. Соответственно, тысячу км тащить ее на веревке — умрем все, устанем очень, да и небезопасно. Поэтому вернулись в Медвежьегорск, купили железа, сварили жесткую сцепку за день. Нас все с собой было: генератор, болгарка, сварка… Прицепились и паравозиком ехали до Нижнего.
Фото: Дмитрий Кротов
Хотите обсудить материал? Подписывайтесь также на нашу группу «ВКонтакте», нам важно мнение каждого подписчика!