Диджей, джипер и поисковик Павел Деньжонков радует очередным рассказом о своих поездках в поисках необычных мест. На этот раз нижегородец отправился в Подмосковье.
— Лето выдалось не таким активным по работе как обычно, а значит, появилось больше времени на путешествия. За 2 дня удалось посетить несколько интересных мест, которые давно были в планах. Общий пробег от Нижнего и обратно получился около 1200 км.
Усадьба Быково и Церковь в готическом стиле
Начну с церкви, чем-то напоминающей диснеевские замки. Облицована снаружи белым камнем, сооружена в 1789 г. в формах псевдоготики.
Церковь завершена куполом, окруженным целым рядом шпилей. Шпилями увенчаны и колокольни.
Отдельно стоящая колокольня построена в подражание архитектуре церкви в середине XIX в. На нижнем этаже был храм Рождества Христова, а на втором этаже — церковь Владимирской Божьей Матери.
Вокруг огромное количество свадебных кортежей. Выходные, не лучший день для спокойного посещения. Перемещаемся в прохладу тенистого парка неподалеку, где меж вековых деревьев, прудов и аллей расположился замок усадьбы.
В XVIII веке усадьба принадлежала Михаилу Измайлову. Для строительства дворца в модном тогда стиле неоготики Измайлов выписал одного из самых модных архитекторов того времени — Василия Баженова. Одновременно с дворцом Баженов создал весь архитектурно-парковый ансамбль, включающий церковь, парк, пруды, зимний сад, утраченные Эрмитаж и конюшню, и сам усадебный дом.
В середине XIX века, когда Быково перешло во владение графа Иллариона Воронцова-Дашкова, дом перестроил швейцарский архитектор Бернар Симон. Получился пышный двухэтажный дворец из красного кирпича с башней в стиле английских замков. В доме сохранилась отделка в английском стиле, и вообще он неплохо сохранился, по-видимому, во многом благодаря тому, что с советских времен здесь размещался туберкулезный санаторий.
Лопатинский карьер
Преодолев несколько лесных километров от поселка Фосфоритный, Воскресенского района мы попали на Лопатинский карьер. С 30-х годов тут велась добыча фосфоритов разными методами и разной техникой. В 90-х добыча почти полностью прекратилась, почти вся уникальная импортная спецтехника была распилена на металлолом. С 2000-х некоторое время добывался кварцевый песок. В конце лета 2019 года железнодорожная ветка была демонтирована и добыча сырья прекратилась полностью. Сейчас в карьере находятся 2 уникальных образца инженерных творений прошлого столетия.
Абзетцер или многоковшовый экскаватор на гусеничном ходу Takraf ERS 710 производства ГДР высотой с пятиэтажный дом. Цифра 710 в названии означает объем ковша, которых на этом монстре 36 штук. Для сравнения, средняя ванна в жилых домах около 200 литров.
Ковшовая цепь приводится в движение двигателем мощностью 400 кВт через редукторный механизм, со своей системой сцепления и колодками. В случае попадания ковша на твердую породу, затрудняющую вращение цепи, сигнал с датчика ослабит сцепление и ковши не повредят цепь.
По всему комплексу колоссальное количество датчиков, моторов, редукторов, измерительных приборов. При работе экскаватора, один железнодорожный вагон заполняется песком полностью за 1 минуту.
В конце транспортерной ленты отдельная кабина для оператора погрузки. Основная кабина напоминает жилую комнату с кроватью, холодильником, шкафом.
Питание экскаватора осуществляется полностью от электричества. С отдельной подстанции по кабелю толщиной с руку приходит 6 кв. Кабель наматывается и разматывается на специальный барабан диаметром около метра таким образом, чтоб не порвался в процессе движения и не попал под гусеницы при размотке. Масса абзетцера около 2000 тонн, передвигается при помощи 6 гусениц, причем для поворота поворачивается только левая гусеничная тележка.
Нам повезло побывать внутри на экскурсии. Масштабы впечатляют.
Поднявшись на крышу открывается вид на уже зарастающий молодым лесом карьер, а в нескольких десятках метрах пролетел легкомоторный самолет. Немецкие инженеры собирали этот комплекс в карьере около четырех лет.
Второй монстр — это советский шагающий экскаватор ЭШ — 11/70 производства НКМЗ (Новокраматорский машиностроительный завод). 11 — это объем ковша в кубических метрах, 70 — длина стрелы в метрах.
Вход в него, к сожалению заварен, внутри побывать не удалось. Снаружи видно 2 шагающих лапы по левому и правому борту, круглую платформу, на которой стоит экскаватор и опущенная на землю стрела.
Усадьба Дубровицы
В окрестностях Подольска, в месте слияния рек Пахра и Десна, стоит древнее село Дубровицы, первое упоминание о котором датируется 1627 годом. В 1688 году село и усадьба становятся собственностью князя Бориса Алексеевича Голицына, сподвижника Петра I, по приказу которого, на месте деревянной церкви, перенесенной в село Лемешево, закладывают храм Знамения Пресвятой Богородицы.
Храм был освящен в 1704 году «в присутствии Государя Петра Великого, Великого Князя Алексея Петровича и других знатнейших светских и духовных лиц». В середине XVIII века рядом с церковью строится кирпичная усадьба на белокаменных подвалах, которая в 1781 году переходит в собственность Григория Потемкина, фаворита Екатерины II.
23 июля 1787 года Екатерина II приезжает в Дубровицы. Усадьба так нравится императрице, что она выкупает ее у Потемкина, для того, чтобы передать другому фавориту А.М. Дмитриеву-Мамонтову. В середине XIX века Дубровицы возвращаются к Голицыным, которые и владели ими до революции.
Усадьба сохранилась до наших дней и ее жемчужиной, бесспорно, является храм Знамения Пресвятой Богородицы. Время постройки — с 1690 по 1703 год. Строительство храма велось 14 лет, в летний период. В зимний период в бараках работали резчики по камню. Камень доставлялся по реке Пахре из Сьянских каменоломен.
Заброшенная плотина Подольского моря
Подольское море — нереализованный проект водохранилища на территории Подольского района Московской области на участке площадью около 1000 гектаров. Предназначался для улучшения водоснабжения города, а также для рекреационный целей.
Дело было так: 17 ноября 1975 года Мособлсоветом было подписано постановление о создании Подольского моря — своего рода водохранилища на слиянии двух рек — малой (река Моча) и крупной (река Пахра). Несмотря на все заявления геологов о том, что в данном месте располагаются естественные подземные пещеры, работа закипела.
Перво-наперво с территорий, которые новое «море» должно было затопить, были выселены жители (в многоквартирные дома в городе Подольске, 300 семей — 6 домов), и около будущего побережья построен посёлок Гидростроителей. План застройки предполагал создание в этих местах каскада из трёх гидроузлов, которые должны были обеспечить устойчивый уровень воды на территории более чем в 1000 гектаров.
1978 год — завершено проектирование, учитывающее все природные особенности местности. Тогда же выпущен приказ о запрете прописки, подселения и любого нового строительства в зоне водохранилища (включая прибрежную полосу).
1980 год, лето — начало строительства гидроузлов. Сооружена (в конструкциях) бетонная плотина в районе Лемешёво и Кутьино и намечено два других каскада. Также в зоне планируемого затопления вырублены леса. Проделано от 1/5 до 1/3 работ по сооружению объекта.
1990 год — в связи с ограничением финансирования стройка остановлена и не возобновлена до сих пор. На месте водохранилища — зелёное поле...
Добраться до плотины можно практически на любом авто и с места парковки подняться несколько метров по арматуре на вершину. Крайне аккуратно, не забывая, что это стройка, заброшенная десятилетия назад, а с другой стороны высота от земли более 30 метров без ограждений по краю.
Рядом, как и много лет назад, протекает речка Пахра.
Гусь Железный
Небольшой посёлок городского типа в Касимовском районе Рязанской области. В 1758 году известные заводчики Баташевы купили здесь землю и устроили чугуноплавильный и железный завод.
Еще издалека, до въезда в поселок виднеется огромный храм.
Кто автор столь необычного дизайна, до сих пор спорят историки и краеведы. Есть мнение, что это тот же Василий Баженов, автор проекта Усадьбы Быково.