Американские эксперты предупреждают: автомобильные развлекательные и коммуникационные системы отвлекают водителей от дороги. А разговор по телефону во время вождения влияет на реакцию водителя так же, как содержание алкоголя в крови...
Эксперты Фонда дорожной безопасности Американской ассоциации автомобилистов (AAA Foundation for traffic safety) предупреждают: автомобильные развлекательные и коммуникационные системы отвлекают водителей от дороги. А разговор по телефону во время вождения влияет на реакцию водителя так же, как содержание алкоголя в крови в пределах допустимого в США лимита (0,8 промилле).
Таким образом, широкое использование подобных систем может привести к увеличению количества ДТП. Если водитель занят взаимодействием с гаджетом, его мозг уже не способен оперативно реагировать на дорожную ситуацию. Испытания водителей проводились и в реальных дорожных условиях, и с помощью компьютерных симуляторов. В них приняли участие мужчины и женщины в возрасте от 18 до 30 лет.
И в процессе исследования американские эксперты пришли к выводу, что наибольшую потерю концентрации у водителей вызывают системы, позволяющие вводить текст голосом - их негативное влияние на реакцию сопоставимо с легким алкогольным опьянением. Причина этого воздействия до конца не определена. Например, она может быть связана с тем, что управление системой при помощи голоса требует больших ресурсов, чем разговор с собеседником. Ведь водителю приходится выстраивать реплику очень точно и продуманно, чтобы система ее распознала.
Рейтинг загруженности водителя, согласно исследованию, выглядит следующим образом:
Водитель, не испытывающий влияния отвлекающих факторов – 1
Прослушивание радио – 1,21
Прослушивание аудиокниги –1,75
Разговор по телефону в режиме hands free – 2,27
Наличие пассажира в машине – 2,33
Разговор по телефону – 2,45
Ввод текстовой информации с помощью функции распознавания голоса – 3,06
Тест на операционный охват (водители выполняли в уме простые арифметические действия и параллельно тестировались на память) – 5
Автопроизводители утверждают, что голосовое управление позволяет автолюбителям сохранять взгляд на дороге и держать руки на руле. Кроме того, подобные системы позволяют им всегда оставаться онлайн. Однако у отвлеченных гаджетами водителей возникает эффект «туннельного зрения». Они смотрят на дорогу только перед собой и не видят опасностей вне этого поля зрения.
Исследование AAA появилось на фоне презентации компании Apple, которая заявила о своих масштабных планах по выходу на рынок развлекательных систем в автомобилях с помощью новой операционной системы iOS 7, которая будет иметь широкий арсенал по интеграции с автомобилями. Сейчас компания работает с 12 автомобильными марками: Acura, Honda, Infiniti, Nissan, Chevrolet, Mercedes-Benz, Kia, Hyundai, Volvo Ferrari и Jaguar. Нужно отметить, что представители Национальной администрации дорожной безопасности США (NHTSA) предлагают полностью запретить использование коммуникационных устройств и гаджетов во время движения автомобиля. Отчет на эту тему ведомство опубликовало в начале июня 2013 года.
.