Несколько недель назад мне удалось посетить некое селение в Нижегородской области под названием Фролищи. Оно находится прямо на стыке трех областей. В нём граничат и мирно уживаются Ивановская, Владимирская и Нижегородские волости.
26 км от трассы М-7 по «разбомбленной» дороге ехали 1,5 часа! Здесь раньше стояло много воинских частей, и дорога принадлежала Министерству обороны. Но какое-то время назад многие части сократили и расформировали, а дорогу так и не передали муниципалитету. Поэтому пока у неё нет хозяина — нет и денег на её содержание. А жителям приходится только мечтать о собственных вертолетах.
На этом маршруте имеются несколько карстовых озер, которые являются природными памятниками и охраняются государством! Их название — СВЕТЛЫЕ, а возраст насчитывает более 10 тысяч лет! Для дайверов и рыбаков здесь рай. Видимость в воде до 3 метров и много рыбы!
В самом рабочем поселке Фролищи имеется несколько небольших магазинчиков, администрация, свой «Анискин» (полицейский участковый), 2–5 этажные хрущевки и частный сектор. Рядом стоит заброшенный леспромхоз, несколько законсервированных военных частей и железнодорожная станция, которой я не увидел… Оказывается, в этот богом забытый военный поселок ходит по рельсам некий транспорт, несколько раз в день. Сразу представилась ручная дрезина, которая идет по узкоколейке… Романтика! Захотелось испытать, прокатиться, приключений!
Навёл справки. Головная железнодорожная ветка Москва — Нижний Новгород (и далее) имеет станцию Ильино. Именно от неё и начинается маршрут.
Заранее позвонил по справочному телефону РЖД и всё уточнил. Рейс регулярный. Ходит 3–4 раза в день. Цена билета в одну сторону — 78 рублей, детям — скидка. В пути — 1 час. И 30 минут стоянка в конечной точке. На маршруте — три остановки. Прекрасный маршрут выходного дня! Только вот в «справке» РЖД не было информации по транспорту: что за транспорт, есть ли туалеты, кондиционеры, мягкие места…
Ну ничего. Так даже интереснее. Едем вслепую!
Дочка запросила у меня фотосессию на фоне «золотых» колосящихся полей. Решил совместить, и в субботу мы совершили этот марш-бросок!
Закончив фотосессию в гороховецких пшеничных полях Владимирской области, летим в Нижегородскую — на станцию Ильино. Хорошо, что все пути — и автомобильные, и железнодорожные — идут практически параллельно друг с другом. В нашем случае станция отправления находилась в паре километров от трассы.
Добрались до вокзала. Купили билеты (туда-обратно) — и бегом искать поезд! До его отправления оставалось чуть больше 5 минут. В кассе сказали: «Выйдете из вокзала, повернете направо и до конца. Там увидите ожидающий вас вагон!»
И, действительно. Вдалеке стоял он, наш поезд-вагон. Достаточно современный и красивый снаружи. А что же внутри? А внутри мягкие сиденья, обитые красивой тканью. Всё современно и прилично!
На входе стояла девушка в красивой униформе с сумкой и мобильной кассой — кондуктор. Показали билеты. Она посмотрела и отдала обратно. Её звали Олей. Я задал несколько вопросов. Она охотно отвечала и была приятна в общении. Без проблем согласилась на памятное селфи.
Тем временем подошел электропоезд, по-моему, Нижний Новгород — Вязники. И к нашему вагону устремилась разношерстная толпа пассажиров. Это были желающие занять первыми сидячие места! Билеты на этот рейс со свободной посадкой. Да и какие могут быть места, согласно купленных билетов, в пригородном трамвае? Кстати, расписание отправления этого вагончика подстроено и согласовано с другими, подходящими поездами. Если головная электричка задерживается — этот «автобус» не уедет до её прихода. И это здорово.
Мы тронулись. Почти все места были заняты. Некоторые сидения — багажом… «Поезд-вагон» медленно начал набирать скорость — 30–40 километров в час от силы.
До пункта назначения — Фролищ — около 30 км. С тремя короткими остановками (1–2 минуты). Спокойно, не спеша едем… Домики станции Ильино остались позади… Справа и слева лес, чередующийся с небольшими болотцами. Едем так, что можно пытаться искать (разглядывать) грибы.
Первая остановка «Чичерово» прямо на самой трассе М-7, в нескольких километрах от станции отправления. Здесь никто не вышел и не сел.
От этого места, как «говорил» автомобильный указатель, до Фролищ было 26 км. По железке, наверное, чуть меньше.
После переезда трассы в течение полукилометра сквозь заросли деревьев попадались какие-то развалины и ржавые емкости. Автобус продолжал медленно ехать.
Следующая станция — «Инженерная».
Прошли без остановки. Но машинист может остановить по требованию, если заранее известить. На этой станции идет погрузка и разгрузка военных автомобилей. Солдат не видно. Одни контрактники и платформы с техникой.
Продолжаем движение и въезжаем в светлый поселок Великое озеро! Судя по поздравительным баннерам здесь явно живут пограничники.
Остановка. Народ выходит. Зашло пару человек. Трогаемся и едем дальше. На станции стоят вагоны-цистерны. Говорят, что здесь их утилизируют (режут) и увозят в Дагестан, на металлолом. Почему в Дагестан? Не знаю. Возможно, это домыслы.
Продолжаем движение. Начинает тянуть в сон… Лес, пригорки, мох, трава, болота… Все это очень красиво, но однотонно.
Дочь то и дело спрашивает:
— Пап, когда приедем? Ну когда приедем?!
Успокаиваю, что скоро…
Итак, самоходный вагон прибывает на конечную станцию — Фролищи. Час езды — и мы здесь. Народ весь выходит.
На улице виден металлический навес, под которым на лавочке сидят несколько женщин с сумками.
Недалеко стоят 3 легковушки, которые приехали за своими родственниками. Все рассаживаются и разъезжаются.
Сидящие на остановке не торопятся войти в вагон, так как до его отправления еще целых 30 минут.
Осмотрелись с дочкой по сторонам. Ни магазинов, ни домов, ничего рядом нет. Старенький ржавый неработающий ларёк и въезд в военную часть, не подающую признаков жизни… «Законсервирована до лучших времен, или начала боевых действий», — рассказала мне кондуктор.
— А где монастырь почему не видно? — вопрошаю я.
— Не знаю. Я здесь дальше платформы не ходила!
В общем, это был тупик. Самый настоящий что ни на есть — тупик! Отсюда, конечно, можно дойти до центра поселка, но надо было проделать путь не менее полукилометра, как мне показалось… И ни о каких такси тут даже речи и не идёт!
Обошли вокруг вагончик, прошлись по рельсам, залезли на стекло, сделали пару фоток — и в вагон. До отправления оставалось еще несколько минут.
Кондуктор Оля рассказала, что это транспортное средства в простонародье получило название «Кукушка».
— Почему же?
— Просто так повелось. Есть РА-1 — расшифровывается как Рельсовый Автобус — 1. А есть еще РА-2, состоящий из трех вагонов, и там есть туалеты. А в этом нет, пассажиры жалуются… А еще эта наша «Кукушка» ходит и до Нижнего Новгорода, и может лететь с огромной скоростью, когда по ж/д магистрали идёт.
А мне кажется, её прозвали «Кукушкой» из-за того, что она едет медленно и четко слышится стук колес о соединение рельсов: «Тук-тук…. Тут-тук». Можно ассоциировать с «Ку-ку…. Ку-ку…»
Поезд отправился и через час мы уже были на станции Ильино. В пути на болоте видели уток.
Успели сфотографировать вагончики и машущих нам связистов-контрактников с брони БМП.
На вокзале в небольшом лотке купили воды и мороженого. Уж очень хотелось пить… И уставшие, но довольные поехали домой, где нас ждал вкуснейший деревенский ужин.
И чуть-чуть видео с телефона:
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или предложите тему для публикации. Пришлите фото или видео интересного события на почту news@news.52.ru. Наш номер в WhatsApp и Viber 8–910–390–4040.
Читайте новости в соцсетях «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники.ru».
Наши новостные каналы — в Twitter, Viber и Telegram.
Наслаждайтесь красивыми фото в нашем Instagram.