Никита Ковалев три года назад создал собственный бренд обуви Nikita Kovalev Shoes. С тех пор его узнали и полюбили не только в родном Нижнем Новгороде, но и по всей России и даже за границей. Обувь NK Shoes покупают и носят в США, Швейцарии, Италии, Германии и Сингапуре. В новом выпуске «Маленького, но гордого бизнеса» необычный предприниматель — владелец авторского бренда обуви ручной работы. Работает сам на себя и даже не сильно пострадал от последствий пандемии, разве что его клиентам в других странах заветную пару придется немного подождать.
Учеба в Москве
Обувью Никита заинтересовался еще в школе, однако не знал, с чего начать. В 2014 году он поступил на архитектурный факультет ННГАСУ, откуда его отчислили через год.
— У меня тогда было полгода, чтобы поступить заново. И я думал, на что потратить это время, и решил съездить выучиться на сапожника в Москву. Ускоренный курс я прошел за три дня, потому что денег совсем не было. С этого момента начался долгий этап развития, — вспоминает Никита.
Вскоре он восстановился в университете, однако быстро понял, что учеба его интересует мало, и решил делать обувь.
Как таковых вложений в свое дело, как в классическом бизнесе, у Никиты не было. Однако мы попробовали посчитать: поездка на обучение столицу обошлась в 35 тысяч рублей, покупка оборудования — еще около 10 тысяч рублей и аренда помещения в Нижполиграфе — около 10 тысяч рублей.
Кстати, его мастерская до сих пор находится здесь, правда, уже несколько раз приходилось переезжать из разных студий.
— Однажды три месяца посидел дома, но соседи начали ругаться: хватит стучать, вали куда-нибудь. Дома обувь делать не очень удобно: шумно, постоянно пахнет клеем, — смеется герой.
О стиле и свободе
— Эта обувь выглядит не как новая, а, скорее, как потертая или немного грязная, — так описывает свой бренд Никита Ковалев.
Это исключительно эксклюзив ручной работы, такая обувь в России почти не представлена. Сырье — только натуральная кожа.
— Мы всё равно не можем выглядеть всегда идеально чисто и опрятно. И мне кажется, что это такой уровень свободы, когда ты принимаешь это. Так появилось направление в одежде, что-то типа авангарда. Люди, которые могут себе это позволить, — самые свободные. Могут выглядеть, грубо говоря, как бомжи, а ботинки или пиджак стоят целое состояние. И чем грязнее одежда, тем она дороже, — объясняет обувщик.
«Рекламы не даю»
Несколько первых пар собственноручно сделанной обуви Никита Ковалев дарил друзьям, принимал пожелания и советы. А уже через год у начинающего обувщика начались первые продажи.
— Только через год после того, как я запустил бренд, я начал нормально делать обувь. Но вообще я каждый год так себе говорю. Так что в следующем году, наверное, тоже скажу: ну, наконец-то я научился ее делать. Это ремесло, в котором нужно постоянно совершенствоваться, — считает создатель NK Shoes.
Большинство покупателей приходят к решению о покупке, увидев его обувь в инстаграме, хотя сам Никита признается, что вести соцсети ненавидит. Год назад он также начал работать с Etsy, международной торговой площадкой, специализирующейся на продаже изделий ручной работы.
— Я нигде никакой рекламы не делаю, однако неплохие заказы оттуда есть, — отмечает Никита Ковалев.
За последний год там у него купили обувь в США, Италии, Швейцарии, Корее и Сингапуре. Однако 90% его покупателей — жители Москвы.
«В Нижнем не сделаешь дороже»
В России одна пара от NK Shoes обойдется в 14–20 тысяч рублей. Для Европы и именно этого стиля обуви — это очень дешево, утверждает Никита. С учетом комиссий маркетплейса и доставки там эта обувь продается дороже. Но зарубежные покупатели умудряются находить русские цены в соцсетях бренда и торговаться до упора.
— В Нижнем Новгороде ты не сделаешь дороже, тут это и так дорого. А в Европе — это копейки. Итальянец как-то нашел цены в Facebook и начал торговаться, сошлись на 17 тысячах рублей, — вспоминает Никита.
Во время пандемии
Когда в страну пришел коронавирус, Никита попытался записаться в волонтеры. Но они не ответили. Тогда он решил вернуться к своему любимому делу — обуви.
— Люди всё равно писали, но заказов было мало. В апреле, например, всего один, хотя и большой. Вышел в ноль. В мае спрос уже восстановился, загрузка обычная, — рассказал владелец NK Shoes. — Проблема сейчас в том, что границы закрыты. Заказы в Италию, Сингапур и Швейцарию не могут уехать. Я не знаю, что с этим делать. Можно обратиться к «Почте России», чтобы они дали какие-нибудь ответы? Потому что это кошмар какой-то.
В ближайшее время Никита Ковалев планирует дополнить свой ассортимент одеждой. Однако речь тоже идет лишь об эксклюзивных единичных экземплярах.
— Хочется сделать максимально крутой продукт, на который найдется столь же крутой покупатель. Хотелось бы сделать монобренд — две–три пары обуви, крутой одежды и постоянно это дорабатывать. Еще я сейчас занимаюсь продюсированием других брендов: создаем либо мерч, либо бренд одежды, — добавил он.