Мошенники постоянно изобретают новые фишки и обновляют старые схемы. Злоумышленники снова атакуют нижегородцев звонками от имени Центробанка и правоохранительных органов, но в этот раз действуют по такой «выгодной» методике, что жертвы отказываются верить в правду — их развели. Вместе с экспертами в ситуации разбиралась журналист Наталья Халезова.
Оксана Иванова рассказала, что мошенники обманули ее 75-летнего отца Анатолия Викторовича на 2,5 млн рублей. Причем родственники до конца не понимают, откуда у пенсионера такие деньги (Ф. И. О. героев материала изменены по просьбе нижегородки. — Прим. ред.).
Аферистов считает друзьями
— Как выяснилось, папа помогал «ФСБ» и «Центробанку». Аферисты пообещали не только сохранить его сбережения, но и положить их на «путинский счет» в Банке России аж под 30% на полгода, — рассказала нам нижегородка.
По инструкции телефонных мошенников Анатолий Викторович пришел в банк, снял все свои накопления, чтобы получить обещанный астрономический доход. По словам Оксаны, сотрудники пытались его отговорить, объясняли, что это мошенники, отказали в кредите, который он просил. Но, как объяснили близким пенсионера, нельзя было не отдать клиенту банка собственные накопления.
— Спасибо им и за это! Если бы в банке ему не отказали в кредите, ущерб был бы значительнее. Папа не хотел сознаваться в произошедшем, виноватым себя не считает. Мошенники ему наобещали, поэтому телефонных аферистов он считает друзьями, а окружающим не верит, — говорит Оксана.
75-летний мужчина остался без всех своих сбережений, да еще и с долгами. Родня подозревает, что пенсионер, возможно, взял деньги в микрофинансовых организациях (МФО) под огромный процент. Близкие удалили у Анатолия Викторовича мессенджеры и мобильное приложение банка, заблокировали карты. Сотрудники отделения пообещали, что ничего, кроме пенсии, ему по паспорту не дадут. Но Оксана сомневается, что такое не повторится, — папа может пойти в другой банк, МФО и всё провернуть снова.
— Мы не понимаем, как такое могло произойти. Папа очень упрямый, возможно, не хочет верить в плохое, может, хочет героем себя почувствовать. И мы по закону не можем на него повлиять, — сокрушается нижегородка.
Специальных счетов для граждан в Центробанке не существует
В последнее время мошенники, чтобы поживиться деньгами нижегородцев, стали чаще применять схемы, в которых так или иначе упоминается Центробанк. Аферисты под разными предлогами предлагают перевести деньги на спецсчет, сообщили NN.RU в Волго-Вятском ГУ Банка России.
В ЦБ уже поступило около 2000 обращений граждан, которые либо столкнулись с попытками хищения денег от имени регулятора, либо пострадали из-за подобных разводов.
Чтобы легенда была максимально правдоподобной, в мессенджер или по электронной почте жертве могут прислать поддельное удостоверение сотрудника Банка России — с логотипом и печатью.
5 действий, которые никогда не выполняют сотрудники Центрального банка РФ:
не звонят гражданам, за исключением случаев, когда человек сам подавал жалобу в Банк России и разбор ситуации требует уточнения по телефону;
не направляют письма, в том числе по электронной почте;
не рассылают SMS-сообщения;
не присылают копии своих документов через мессенджеры и по электронке;
не просят производить какие-либо финансовые операции, переводы на спецсчета, не запрашивают персональную информацию, включая ПИН-коды и коды из СМС.
— Не совершайте никаких действий по счету, если вам звонят с просьбой или требованием перевести деньги, в том числе на якобы «защищенный» или «специальный» счет Центрального банка. Я напомню, что Банк России не открывает счета гражданам и не работает с ними как с клиентами, — объяснила заместитель начальника Волго-Вятского ГУ Банка России Юлия Серова.
Приемы и хитрости мошенников — мнение психолога
Почему человек отказывается верить, что его обманули, и почему мошенники так успешно действуют в последнее время? Об этом мы спросили у специального психолога Анны Митрофановой.
— Жертвой мошенника может стать практически любой, вне зависимости от интеллекта, возраста, уровня образования и социального статуса. Многое зависит от степени подверженности конкретного человека влиянию извне. Также большое значение имеет актуальная жизненная ситуация. Например, в состоянии одиночества, стресса, разочарования человек гораздо быстрее попадает в ловушку, — объяснила специалист.
Все психологические приемы аферистов связаны с базовыми эмоциями: страх, радость, печаль, удивление, любопытство, злость. Именно эти чувства когда-то помогали нашим предкам выживать в первобытном мире, быстро реагировать на опасность и спасать свою жизнь. Сейчас, несмотря на расцвет цивилизации, наш мозг продолжает сохранять эти алгоритмы действий, констатирует эксперт.
— Всё, что касается базовых эмоций, выходит на первый план в любой стрессовой или необычной, неожиданной ситуации. Человек сначала реагирует эмоционально и только потом начинает думать и анализировать происходящее. Именно этим и пользуются мошенники, — говорит Анна Митрофанова.
Основные схемы воздействия на людей с целью получения выгоды:
Сообщение о внезапном крупном выигрыше в лотерее, для получения которого нужно только «заплатить налоги» (базовые эмоции радости и любопытства).
Сообщение о том, что близкий человек попал в беду и ему нужны деньги (базовые эмоции страха, печали).
Звонок от якобы официальных лиц с информацией о каком-то правонарушении или попытке взять кредит на имя того, кому звонят (базовые эмоции удивления, страха, злости).
В любой подобной ситуации после активизации основных эмоций на первый план выходят техники и приемы влияния, которые используют злоумышленники:
особый порядок задаваемых вопросов, отвечая на которые, человек входит в состояние, похожее на транс или гипноз;
тон голоса: очень официальный и напористый; вкрадчивый и добрый; чрезмерно радостный и бравурный. Человек реагирует на это, и усиливается эмоциональный компонент мошеннической схемы;
своеобразное ускорение события: «быстрее получите выигрыш, пока он не достался другому»; «быстрее помогите близкому, пока не поздно» и т. д. В ситуации такого поторапливания возникает некое туннельное состояние, когда человек временно теряет способность к логике и анализу и стремится как можно скорее решить внезапно возникшую проблему. Поэтому многие так легко переводят или отдают деньги злоумышленникам;
откровенное запугивание и угрозы, сообщение ложной информации. Человек хочет как можно быстрее вернуть себе ощущение покоя и стабильности и готов на всё, в том числе выполнить инструкции, которые ему дают по телефону.
— Если человек попал под влияние, ему могут внушить, что все вокруг — враги, им не нужно ничего рассказывать. Или его окружают завистники, поэтому не надо делиться с ними информацией о «выигрыше». Комбинируя разные вопросы, советы, прямые команды и внушения, мошенники ведут свою жертву к нужному им финалу, — резюмирует психолог.
Напомним, недавно мы раскрыли новую схему мошенников-гастролеров и опубликовали полезный кейс, как вернуть деньги за навязанную в кредит медтехнику или липовые процедуры.