Нижегородская земля богата героями и известными личностями. Но особую гордость регион испытывает за родившегося и жившего у нас Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова. На малой родине память легендарного летчика-испытателя чтут по сей день. В бывшем Василево открыт и работает мемориальный музей в его честь. Накануне Дня города мы посетили его и узнали, чем в наши дни живет дом, где родился авиатор.
Мы приехали в музей ранним утром в будний день, но двери уже были открыты настежь, а у входа стайками собирались школьники на экскурсию. Как и весь Чкаловск, музей утопает в зелени, правда, она не дикорастущая, а напротив — ухоженная и цветущая.
О визите не предупреждали, но руководство музея радушно встретило нас, предложив личного экскурсовода. Культурное учреждение разместилось в доме, где Чкалов родился и вырос. В качестве музея он впервые распахнул свои двери в 1940 году — спустя два года после трагической гибели летчика. В 1938 году в доме еще проживала семья Чкалова — его мачеха (родная мать знаменитого нижегородца умерла, когда тому было всего 6 лет), а также его сестра. Им предложили дом по соседству, а родовое гнездо Чкаловых превратили в музей.
Экскурсовод с гордостью отметила, что дом ни разу не перестраивался — всё осталось в первозданном виде. Было лишь несколько аккуратных реставраций.
— Все комнаты у нас в таком состоянии, будто в них кто-то живет. Кажется, что сейчас из какой-то из них появится сам Валерий Павлович. Музей Чкалова — это дом и павильон-ангар. Многие делят их, но, по сути, они неделимы. Без дома нет музея, а без ангара нет дома-музея. Это одно целое, — отмечает экскурсовод.
Экспозиции в доме расположены в символическом порядке, каждый зал отражает определенный период жизни Чкалова. Встречает посетителей просторная кухня. Она посвящена детству летчика, а также его семье. Отец знаменитого нижегородца — Павел Григорьевич — был котельщиком Василёвских казарменных мастерских. Тогда предприятие занималось ремонтом судов техфлота, позднее к задачам мастерских прибавилось и полноценное специализированное судостроение. Кстати, сейчас учреждение тоже существует, но ныне носит название Чкаловской судоверфи.
Работа отца привносила инновации в семейный быт. В доме Чкаловых была по-настоящему уникальная в те годы печь. Павел Григорьевич наладил систему подогрева и вывел из нее небольшой краник. Благодаря этому у семьи всегда в доступе была горячая вода.
Из большой и светлой кухни нас провели во вторую комнату, она посвящена учебе Чкалова и его становлению как летчика. В те годы он учился в Череповецком техучилище. Выбрал свой путь герой осознанно. Однажды с палубы парохода он увидел пролетающий в небе гидросамолет и с тех самых пор надеялся и верил, что и сам однажды будет покорять небо.
Следующий зал посвящен уже его профессиональному пути в авиационном мастерстве. Посетителям показывают фото, документы, рисунки, связанные с этим периодом жизни героя, также можно увидеть его летные очки и даже полетную карту. Маршруты на ней чертил лично Валерий Павлович.
Следующий зал посвящен Чкалову как уже знаменитому летчику, а точнее — его двум беспересадочным перелетам, сделавшим авиатора легендой. Так, посетители могут увидеть костюм, в котором Валерий Павлович находился во время своих путешествий — на вид он довольно удобный и практичный.
Валерий Чкалов прославился после двух беспересадочных перелетов. Первый из них был выполнен на самолете АНТ-25 по маршруту Москва — остров Удд (сейчас носит имя Чкалова), совершенного в 1936 году. Затем, в 1937 году, на том же самолете советские авиаторы совершили первый беспересадочный перелет из Москвы в Америку (Ванкувер) через Северный полюс. Оба перелета знаменитый нижегородец возглавил сам. Изначально планировалось сразу выполнить перелет до Ванкувера. Но Иосиф Сталин тогда эту идею не одобрил, ввиду неудач предыдущих авиаторов. А потому было принято решение выполнить тренировочный перелет до острова Удд.
Наше внимание также привлекла обычная копейка, лежащая на стенде. Как оказалось, летчик нашел советскую монетку у себя в кармане, когда находился на чужбине после перелета. Американский бизнесмен предложил выкупить ее за 100 долларов, но летчик иронично отказал ему.
После просмотра части экспозиций нам показали гостиную и кабинет Чкалова. Комнаты не были помпезными, но были хорошо и со вкусом обставлены. Мебель выполнена из качественного и крепкого дерева. Особенно привлекательно выглядел рабочий стол земляка. Показали нам и телефон авиатора. Известно, что незадолго до гибели летчика избрали депутатом Совета Национальностей от Горьковского избирательного округа РСФСР. Новоиспеченный парламентарий всегда должен был находиться на связи, а потому телефон был одним из главных атрибутов его рабочего стола. На стенах висят портреты Чкалова и его семьи. Кстати, многим экспонатам музей обязан потомкам и родственникам авиатора, которые регулярно находят что-то, что еще может напомнить людям, каким человеком был великий летчик.
Гостиная тоже была крайне светлой и просторной. Отдельное восхищение вызвал балкон дома, скрытый от посторонних глаз за легкой вуалью штор, оттуда открывался умиротворяющий и зеленый вид. Представлялось, как Чкалов выходил туда в часы раздумий. Правда, посетителей на балкон не пускают из-за возможной хрупкости конструкции. Также, ожидаемо, людям не разрешают трогать экспонаты музея и садиться на выставленную мебель.
Последняя комната — самая трагическая. Она принадлежала Чкалову, когда тот жил дома, теперь зал посвящен гибели великого летчика.
Чкалов погиб 15 декабря 1938 года. В тот день он тестировал новый истребитель И-180. Испытания проводились в грандиозной спешке, чтобы успеть провести их до конца года. За две недели до первого полета эксперты обнаружили у машины 190 дефектов. Мотор истребителя глох даже во время рулежки на земле, но было принято решение провести полет во что бы то ни стало. Двигатель самолета заглох во время посадки. Чкалов до последнего управлял им, но истребитель зацепился за электрические провода и крылом влетел в столб, после чего самолет отбросило в кучу дровяных отходов. Чкалова выбросило из кабины на 10–15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа и сиденьем. Летчик сильно ударился головой о металлическую арматуру. От полученной травмы Чкалов скончался в больнице в тот же день.
Шторы и многие элементы в комнате красного цвета. Его выбрали не случайно, а в качестве дани памяти, уважения и безграничной любви к герою-земляку. В зале выставлен костюм Чкалова, который был надет на нём в момент гибели. На одежде до сих пор видны пятна застарелой крови из-за травмы, полученной летчиком во время своего последнего полета.
Также посетители могут увидеть парашют, который так и не раскрылся в тот роковой день, и фотографии прощания с Валерием Павловичем. На одной из них запечатлено, как урну с прахом Чкалова несут члены правительства, в числе которых был Иосиф Сталин. Также запечатлена и Кремлевская стена, где Чкалова похоронили наряду с остальными героями.
После осмотра дома экскурсовод отвела нас в павильон-ангар, где открывается настоящий размах деятельности Чкалова: в ангаре выставлены самолеты, фигурировавшие в жизни летчика. В том числе и тот самый АНТ-25, на котором авиатор облетел полземли. Примечательно, что крылья у самолета просто огромные — размах от одного до другого составляет 34 метра. Кроме того, в крыльях находится бензобак. На кабине красуется надпись «Сталинский маршрут». Ее нанесли во время тренировочного полета на остров Удд. На время борьбы с культом Сталина надпись пропадала, но потом ее решили нанести вновь. Кабина самолета небольшая, находиться там можно только в полусогнутом состоянии. Учитывая высокий рост Чкалова, можно представить, как тяжело ему дался беспересадочный перелет. Авиаторам без остановки и дозаправки пришлось преодолеть 9130 километров, большая часть которых пролегала над льдами и водой.
Кстати, ангар, в котором сейчас выставлены самолеты, является уже третьим по счету. Изначально на его месте был просто сарай.
— Тогда еще как такового ангара не было, а был небольшой сарайчик, где хранился только один самолет. Потом родились планы по постройке настоящего ангара, но началась война и их пришлось отложить. Его смогли построить только в 1967 году, в новый ангар должно было убираться не меньше двух самолетов. А вот этот ангар был построен уже в 2004 году. Это получается по счету уже третий, — подчеркивает экскурсовод.
Также представлены в павильоне и другие самолеты. Например, У-2 (ныне По-2 в честь конструктора Поликарпова). Это личный самолет Чкалова. Он был подарен летчику советским правительством после успешного перелета в Америку. Авиатор активно пользовался подарком и частенько переправлял свою маму и ребятишек в булочную в Нижнем Новгороде. Для полетов по личным нуждам он также пользовался именно им. Также в числе подарков от властей — лимузин «Паккард» и моторная лодка глиссер.
Кстати, возле личного самолета красуется бюст, посвященный Руфине Гашиной. Она известна как «Ночная ведьма». Так немцы в годы войны называли летчиц из 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка. Руфина Сергеевна не является коренной нижегородкой, но одно время жила на родине своей матери — в селе Катунки под Чкаловском. На таком же бомбардировщике У-2 летчица совершила 848 боевых вылетов.
Мы покинули музей почти под вечер, оставшись под впечатлением от представленных экспонатов, личности легендарного земляка и общих красот малой родины Чкалова.
А если вы хотите провести выходные, не выезжая за пределы Нижнего, тогда смотрите нашу афишу — собрали для вас все самые интересные мероприятия и информацию о них.