Традиционная "черная пятница"
В США дан старт предновогодней лихорадке. Там сегодня наступила традиционная "черная пятница". В этот день предоставляются прекрасные возможности и покупателям и продавцам осуществить свои мечты. Одним - купить полюбившиеся вещи с большой скидкой, другим - на этом как следует подзаработать.Репортаж Игоря Рискина.Холодная, ветреная ночь. Единственная ночь в году, когда в Америке можно увидеть бесконечные очереди в магазины, запись по номерам и ту нервозность, которая сопровождает общенациональный потребительский бум.Дома осталась индейка с клюквенным соусом, запеченная ко Дню благодарения. Но сейчас не до индейки, не до домашнего уюта. Это ночь, которую американцы терпеливо ждут месяцами, чтобы купить то, о чем мечталось. Это не просто пятница. Эта пятница "черная".Название этого радостного для покупателей и продавцов дня кажется незаслуженно мрачным. Но в былые времена убытки в конторские книги записывали красным, а доходы - черным. "Быть в красном" означало банкротство, "быть в черном" - процветание. Как раз пятница после Дня Благодарения, когда за счет скидок продавали гораздо больше, и выручала торговцев, позволяя, наконец, написать черным внушительную цифру. И до сих пор в эту пятницу и следующие несколько дней, торговые сети получают до 20% годового дохода. Так что все предложения переименовать "черную пятницу", например, в "зеленую", были отвергнуты, чтобы не нарушить обычай и не спугнуть удачу.Роб Вуд, администратор магазина: "Это самая тяжелая ночь для любого магазина. Мы готовились к этому дню целый месяц, чтобы хватило на всех и всем было удобно".Из 300 миллионов человек, населяющих Соединенные Штаты, в "черную пятницу" и следующие несколько дней магазины посетят 130 миллионов.Предрождественская скидка не на все, но на очень многие товары - прежде всего, одежду и электронику, может составлять иногда 90%. Ради такого можно и не выспаться. Очереди занимают порой за сутки до открытия магазина. Студентка из Вьетнама Чан Уин корит себя за лень. Она в очереди только тринадцать часов и потому далека от заветных дверей.С полок все сметают быстро, и важно успеть. Из-за этого "черные пятницы" печально прославились давкой у прилавков, в которой получена не одна серьезная травма, и шумным выяснением отношений.Терренс Уайт, покупатель: "Если не хочешь проблем, надо все время повторять: "Извините, пожалуйста!" и двигаться к цели. Это похоже на серфинг, когда по волнам добираешься, куда нужно".Дешевизна частенько играет с покупателями одну и ту же шутку: загипнотизированные скидками, они делают массу покупок, обнаруживая затем, что многие из них были им не так уж, или даже вовсе не нужны.Рикардо, покупатель: "Я вот в прошлом году четыре компьютера себе зачем-то купил. В этом году хочу жидкокристаллический телевизор. Но теперь уж один возьму".Неожиданное продолжение традиции родилось в век высоких технологий. "Черную пятницу" после выходных теперь продолжает кибер-понедельник, когда то, что вы сейчас видите, повторяется виртуально, в Интернете, где покупатели оформляют десятки тысяч заказов, уже не простаивая в очередях, а ожидая доставки на дом.