Для любой компании, работающей в сфере B2B (business to business), рано или поздно встает вопрос расширения рынков сбыта продукции. Но список компаний, которые обеспечивают текущий спрос на товары или услуги данной организации, ограничен. И тогда компания прибегает к участию в тендерных торгах.
Юридические лица, ведущие свою закупочную деятельность путем размещения заказов в открытых источниках, могут быть как государственными, так и коммерческими. Под тендерами государственных учреждений в текущем контексте понимаются конкурентные закупки, размещенные на сайте www.zakupki.gov.ru (или просто Закупки). Но в данной статье речь пойдет о том, что следует знать, принимая участия в тендерах государственных корпораций, естественных монополий, унитарных предприятий и различных коммерческих компаний. Все такие тендеры имеют общее название – коммерческие. С публикацией государственных заказов все более или менее понятно – они размещаются на одном Официальном сайте. А вот с площадками размещения коммерческих тендеров не все так просто. Для начала, их очень много. Большинство крупных игроков российского рынка имеют на своем сайте раздел, где публикуются заказы, и проводятся процедуры электронных торгов. То есть, они имеют свою собственную электронную торговую площадку (ЭТП). Более мелкие компании, которые не имеют возможности публиковать заказы на собственной площадке, пользуются различными открытыми ЭТП, где каждый желающий, выполнив определенные условия, может разместить свой заказ. Таких площадок также множество. Во-вторых, если говорить об открытых площадках, то все они имеют определенную направленность. ЭТП бывают отраслевыми, региональными и площадками, где нет определенных ограничений. Соответственно, перед поставщиком, который собирается принимать участие в торгах, встает вопрос – на какой площадке искать интересный заказ. И где гарантия, что выбрав определенную ЭТП, компания не пропустит интересный тендер на другой площадке. Эту проблему многие компании успешно решают, используя систему поиска тендеров www.findtenders.ru. Поставщику достаточно указать название интересующих заказов, и программа сама произведет поиск по обширной базе тендеров, собранной по множеству сайтов крупных корпораций и различным ЭТП. В этом случае можно не беспокоиться, о том, что какой-то важный тендер будет пропущен. Рынок проведения коммерческих торгов постоянно развивается. Регулярно открываются новые ЭТП, а старые приобретают новые функциональные возможности. Сейчас в сети Интернет появилась возможность сделать свою торговую площадку по готовому шаблону. Но не всем компаниям выгодно иметь собственную ЭТП. Ведь самое сложное в проведении электронных закупок это подтверждение личности пользователя. Тем, кто задумывается о проектировании своей площадки необходимо понимать, что самое главное это организация удостоверяющего центра – системы, которая позволяет определить “подлинность” участника торгов. Это совсем не дешевое удовольствие. Но если необходимо проводить большое количество тендеров, то пользоваться чужой площадкой становится накладно, ведь за услуги размещения заказа приходится платить. Это актуально для крупных компаний нефтегазового, химического, металлургического, транспортного секторов экономики. Поэтому крупные компании чаще всего разрабатывают свою собственную площадку размещения заказов на поставку продукции, выполнения работ или услуг. Таким образом, если поставщик хочет работать с конкретной компанией, то он должен знать, на какого рода ЭТП ему придется работать. С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”. Данный закон регламентирует закупочную деятельность государственных корпораций, естественных монополий, различных унитарных предприятий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения,
водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов, а также компаний, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%. Поставщики, желающие участвовать в тендерах организаций, подпадающих под этот закон (например: Газпром, Роснефть, Московский Метрополитен), обязаны действовать согласно предписанным принципам работы. Хочется отметить и про наличие реестра недобросовестных поставщиков, причем отличного от реестра, описанного в Федеральном законе №94-ФЗ. Федеральный закон № 223-ФЗ дает разъяснения о принципах проведения закупочной деятельности, но при этом не ограничивает компании в плане площадки для размещения заказов. Мы спросили специалистов компании FindTenders о том, что движет поставщиками, желающими принять участие в коммерческих торгах. Ответ показался нам весьма интересным. Во-первых, вера в то, что такие тендеры более честные, чем государственные. Ведь коммерческая компания, которая размещает заказ на электронные торги, пытается сэкономить свои деньги, а не казенные. Многие поставщики уверены в том, что часть государственных заказов размещаются под конкретного поставщика, и цели максимальной экономии средств не стоит. А частная компания заинтересована в максимально прозрачных торгах, ведь иначе, зачем ей размещать заказ на электронной площадке – она и так может приобрести товары или услуги у кого хотят. Во-вторых, компании хотят участвовать именно в негосударственных закупках, если цена на их товары или услуги не является конкурентным преимуществом. Если поставщик не может предложить низкую цену, но компенсирует это высоким качеством продукции и дополнительными бонусами, ему будет проблематично одержать победу в государственных тендерах. А для частной компании такая продукция может быть весьма интересной. Третий момент, который привлекает поставщиков в коммерческих конкурентных закупках - отсутствие жесткого регламента осуществления подачи заявок и проведения переговоров. Хотя в действительности, для компаний, подчиняющихся Федеральному закону № 223-ФЗ, все весьма четко прописано, и условия могут быть даже более жесткими, чем позволено Федеральным законом №94-ФЗ. Например, минимальный срок публикации извещения о проведении конкурса составляет 20 дней, при этом на Закупках срок составляет 30 дней. С другой стороны на коммерческих ЭТП реже случается ситуация, когда поданная заявка на участие в тендере отклоняется по причине несоответствия определенным требованиям. То есть общение заказчика и поставщика, даже не смотря на наличие связующего звена в лице ЭТП или 223-ФЗ, остается весьма гибким. Если подытожить все вышесказанное, то хочется заметить – в коммерческих тендерах нет ничего страшного. Участвовать и побеждать в них можно и нужно. А для решения вопросов, связанных с особенностями участия в коммерческих тендерах, есть профессионалы, которые Вам обязательно помогут и словом и делом. В системе поиска тендеров FindTenders есть даже специальная опция, позволяющая пользователю осуществлять поиск только по коммерческим тендерам. Это сильно облегчает работу тем компаниям, которые предпочитают работать только с негосударственными организациями. Также, используя поиск по поставщику, клиенты системы поиска тендеров смогут увидеть все тендеры интересующего заказчика, а также реквизиты и контактную информацию.