Конституционный суд России ответил на запрос депутатов Госдумы и жалобу поэта-оппозиционера Эдуарда Лимонова о проверке конституционности поправок в закон о митингах. Юрий Староверов считает, что решение суда не изменит отношений между властью и оппозицией.
В соответствии с решением Конституционного суда РФ судьи теперь сами вправе определять сумму штрафа за нарушение проведения массового мероприятия, так как минимальный штраф в 10 000 рублей «не позволяет учесть все обстоятельства дела и обеспечить должную индивидуализацию ответственности».
Это решение корреспонденту NN.RU прокомментировал известный нижегородский оппозиционер Юрий Староверов. «Законодательство о митингах осталось репрессивным, все рычаги подавления свободы собраний остались в руках чиновников, - уверен он. - Всего лишь драконовские ограничения были слегка смягчены. Штрафы отчего бы не снизить, тут уже все зависит от судей, которые эти штрафы будут давать. Согласно решению КС давать "ниже низшего" суды могут уже сегодня, не дожидаясь изменения законодательства. Обязательные работы теперь назначаются только за причинение вреда здоровью или ущерба имуществу и иные подобные последствия. Решения КС вступают в силу немедленно и обязательны для исполнения всеми органами власти, законодательство приведется с ними в соответствие чуть позже».
Кроме прочего, высший суд России признал противоречащим Конституции возложение ответственности за всех участников митинга на организатора публичного мероприятия.
«Каждому участнику публичной акции логично отвечать за свои действия, а не за действия других людей, тем более действия всех, - прокомментировал решение суда нижегородский оппозиционер. - Кроме того, обязанность обеспечивать общественный порядок во время публичных акций лежит и на полиции. Налагать на организатора дополнительную материальную ответственность за действия участников – перебор».
Отметим, что неоднозначную реакцию вызвало предложение Конституционного суда РФ разработать порядок ускоренного принятия законопроектов.
«В решении КС данная рекомендация связана с тем, что порядок принятия закона о митингах в ГосДуме был нарушен, время рассмотрения закона составило в 5 раз меньше, чем в случае соблюдения регламента. Однако КС счел, что это не исказило предназначение и результат законодательного процесса», - отметил Староверов.
Закон о митингах, несмотря на все огрехи, признанные Конституционным судом, стал своего рода прецедентом, повлиявшим на возможность принятия законопроектов в экстренном режиме.