"Юрковка" – легендарное место, обросшее слухами и восхищенными вздохами, переживает непростые времена. После смерти творца – Александра Юркова – выставка из подвала обычного дома переехала в выставочный комплекс, где получила возможность, пусть и ненадолго, обрести второе дыхание.
Мастер «флорийской мозаики» Александр Юрков умер в июле 2014 года на 80-м году жизни. Созданную им галерею - «Юрковку» - перенесли в Нижегородский государственный выставочный комплекс. Как рассказал корреспонденту NN.RU куратор выставки «Юрковка. Новейшая история», научный сотрудник комплекса Илья Смолин, все сделано для того, чтобы сохранить дух музея. Это не только картины, но и подарки, и находки Юркова. Воссоздана темная комната – эдакий интерактив 70-х годов. Картину с присевшим на корточки мальчиком так же, как и было в Юрковке, увидят только самые внимательные и дотошные. На месте и птица, которая начинает петь после хлопков в ладоши.
Более того, в выставочном комплексе транслируется интервью художника телеканалу «Культура», где он рассказывает о своем детстве и как начал творить. Долгое время Александр Николаевич работал театральным художником в Нижегородском академическом театре драмы им. М.Горького. Однажды он решил попробовать сделать эскиз из листьев. «На худсовете приняли, и потом я в этой гамме листовой все оформление сделал», - поделился он с телеканалом «Культура».
Первые картины из листьев, названные «флорийской мозаикой», стали появляться в 70-х годах. Вплотную Александр Николаевич занялся созданием полотен из листьев, когда вышел на пенсию. По его словам, листья для картин он собирал не только осенью, но и весной, когда сойдет снег, так как после этого они лучше всего сохранялись.
Хотя само по себе создание картин из листьев, зерен, коры и др. далеко не ново. Александр Николаевич достиг такого мастерства, что стал единственным в своем роде мастером международного масштаба. Глядя на его картины издалека, трудно представить, что тут не поработали кистью, а аккуратно приклеили кусочки листвы.
«Мазок кисти маслом заменял кусочек листа. Так он свою живопись писал листом, называя свою технику флорийская мозаика. Вся философия его отношения к жизни, к людям – в его работах. В работы он вкладывал своё сердце, как сейчас говорят - свою энергетику, усиленную энергией самой природы, - поделилась с корреспондентом NN.RU близкий друг Юркова и директор выставочного комплекса Геля Деулина. - У него нет проходящих вещей. Всегда есть серьезная тема. Все работы и названия с огромным смыслом».
Посетители галереи, располагавшейся в подвале дома на улице Большой Покровской, чувствовали эту энергетику. «В "Юрковке" царила особая атмосфера. Не музейная. Там было ощущение дома. От картин исходило необыкновенное тепло. Оно же исходило и от автора картин, который обладал удивительным даром – создавать картины из сухих листьев. Работы Юркова удивительные. Они заставляли окунаться в прошлое и задумываться о боге», - рассказал побывавший в той самой «Юрковке» Евгений Смирнов.
Бесплатный музей в подвале стал центром притяжения туристов. Друзья друзей и знакомые знакомых рассказывали о чудесном человеке и необыкновенном месте в Нижнем Новгороде, распространяя молву о "Юрковке" все дальше. «Когда приводили в Юрковку людей, мы говорили: «Вы не пугайтесь, сейчас вы окунетесь в красоту», - вспоминает Геля Деулина. - К Юркову никто не приходил один раз. Нижегородцы и гости из разных городов России и зарубежья, единожды побывав у Александра Николаевича, старались вновь посетить "Юрковку"».
Беспокоила Юркова и привлекательность Нижнего Новгорода для туристов. Он все время придумывал различные «фишки» для города. «Он очень за это переживал, всегда говорил, что Старый Нижний, разные интересные исторические личности могут привлечь сюда большее внимание туристов. Когда планировался мост через Зеленский съезд, он говорил, что надо было сделать его подъемным, чтобы в определенное время колесо крутил человек в историческом костюме. Чтобы это время знали люди: гости, жители города – и подходили, чтобы посмотреть, как это все происходит, сфотографироваться», - привела пример Геля Александровна.
16 лет «Юрковка» была в надежных руках своего создателя. После его смерти галерея перекочевала в выставочный комплекс, но ненадолго – до 31 января 2015 года. Детище Александра Николаевича нуждается в новом собственном доме. В министерстве культуры Нижегородской области заверили, что помещение, «для того, чтобы «Юрковка» сохранилась как самостоятельное учреждение», ищут.