Декоративные элементы, использованные в агитационных материалах партии «Единая Россия» на выборах в городскую думу Нижнего Новгорода, не оригинальны. Партия позаимствовала их у дизайнера Марии Пономаревой. Её эта новость неприятно удивила.
Приглядевшись к узорам на футболках волонтеров и заглавной странице предвыборной газеты (на фото), нижегородцы, скорее всего, припомнят, что уже где-то это видели, и не ошибутся. Это часть фирменного стиля «Нижний Новгород», созданного уроженкой города Марией Пономаревой для фестиваля «Стрелка». В 2011 году её работа получила третье место творческого конкурса. Как она «всплыла» во время предвыборной кампании «Единой России», - история довольно темная.
Фотографии с агитационным дизайном «едросов» на прошлой неделе опубликовала в соцсети Facebook нижегородка Марина Игнатушко. Нижегородка увидела на улице двух агитаторов «Единой России» и удивилась сходству логотипов на их майках с дипломным проектом своей дочери в Британской школе дизайна. «Оказывается, ЕдРо призывает дать Нижнему новый импульс! Накануне выборов, естественно. И начинает этот призыв с элементарного воровства?» - возмутилась она.
По словам нижегородки, за фирменный стиль её дочь Мария Пономарева получала золото, серебро на разных конкурсах. «Тогда на этот ее туристический бренд НН некоторые нижегородцы ворчали, многозначительно умничали, отбрыкивались от хохломы, но вот за пять-то лет так ничего и не придумали!» - рассказала Марина Игнатушко. Проект региону оказался не нужен, а сейчас, по её словам, разработку использует бюджетное учреждение - управление по туризму Нижнего Новгорода. Но как логотип оказался в агитационных материалах «Единой России»?
В городском управлении по туризму и пресс-службе «Единой России» в Нижнем Новгороде корреспонденту NN.RU не смогли оперативно дать комментариев. В соцсети Facebook начальник управления Ксения Ваулина сообщила, что находится в длительном отпуске. Она не дала конкретного ответа на вопрос, но сообщила, что городская администрация «максимально продвигает» брендбук Нижнего Новгорода как города, принимающего чемпионат мира-2018. Поэтому в перспективе фирменный стиль будет использоваться практически повсеместно. «Все права на предоставление знака закреплены нормативными актами», - уточнила она.
Прочитав сообщение Марины Игнатушко, руководитель регионального исполкома «Единой России» Ольга Щетинина решила внести ясность. Она сообщила, что избирательное объединение местного отделения «Единой России» выкупило у бюджетного учреждения исключительные права на использование текстовых, графических и фотоматериалов графического изображения бренда Нижнего Новгорода. Договор был заключен совсем недавно: 6 августа этого года. «Я думаю, данная информация снимает все вопросы к «Единой России» по использованию логотипа в избирательной кампании», - подчеркнула Ольга Щетинина.
Неизвестно, включал ли договор между Марией Пономаревой и управлением по туризму какие-либо ограничения по использованию брендбука, видоизменение фирменного стиля и его элементов. Автор о покупке «Единой России» не знал и этой новостью был неприятно удивлен. «Ну вот, опять… Такое только в кошмарном сне могло присниться: туристический лого используется в предвыборной агитации», - прокомментировала Мария Пономарева в соцсети Facebook. Корреспонденту NN.RU дизайнер сообщила, что в 2013 году айдентика была адаптирована для использования управлением по туризму Нижнего Новгорода для продвижения бренда города на туристическом рынке. «Возможность использования проекта в политических целях не обсуждалась и не была предусмотрена. Каким образом логотип попал в агитационные материалы одной из партий и насколько эти действия правомерны, я намерена в ближайшее время выяснить у специалистов», - подчеркнула она.
Непонятно, как сейчас будет продвигаться бренд Нижнего Новгорода, если он уже куплен «Единой Россией»: городу придется выкупать его снова или к чемпионату мира-2018 года весь город станет большой агиткой?
ДОПОЛНЕНО. Как сообщили в пресс-службе администрации Нижнего Новгорода, в 2013 году управление по туризму заключило с Марией Пономаревой договор о разработке и созданию элементов фирменного стиля Нижнего Новгорода. «В соответствии с техническим заданием договора, авторские права на разработанные элементы фирменного стиля принадлежат заказчику, а за исполнителем сохраняется право указывать себя автором проекта», - уточнили в администрации. Работа была оплачена. В 2015 году между управлением и региональным отделением "Единой России" был заключен договор о покупке неисключительных прав на разработку.