Город "У меня не такой большой дом..." Миллионер Феликс Верховодов – о своей коллекции картин

"У меня не такой большой дом..." Миллионер Феликс Верховодов – о своей коллекции картин

По следам выставки картин из частной коллекции "50"

Феликс Верховодов прислушивается к мнению искусствоведов, но решение о покупке всегда принимает сам

У меня не такой большой дом, чтобы в нем разместить все картины из коллекции, говорит современный нижегородский меценат и миллионер Феликс Верховодов. Как ранее сообщал NN.RU, всего три дня длилась выставка картин из частной коллекции, в первый день нижегородцы даже выстраивались в очередь. На открытии выставки Феликс Верховодов ответил на вопросы журналистов. NN.RU публикует часть разговора.

- Как давно вы занимаетесь коллекционированием?

- Это было очень давно. Начиналось это абсолютно неспециально, и 20 лет назад никакой мысли, что это будет какая-то коллекция, абсолютно не было. Были встречи с людьми, с художниками... Что-то нравилось, что-то нет. Какие-то картины покупались для интерьера. И когда в один прекрасный момент ты понимаешь, что этих работ становится достаточное количество, тогда ты идешь к специалистам и советуешься с ними. Они сказали абсолютно правильные вещи: «Это неплохо, но можно кое-то добавить…»

Мое собрание начиналось с картин нижегородских художников, с картин госпожи Феоктистовой и ее друзей. Первые работы были оттуда. Потом была куплена часть коллекции, которая хранилась в банке "Нижегородец". Там было порядка 50 работ художников-чернопрудовцев. Это нижегородские художники, которые в 1990-е годы организовали неформальное сообщество. Они не придерживались традиционных взглядов на живопись и современное искусство. Каждый старался сделать что-то оригинальное. Все они были молодые и хотелось чем-то отличаться. И фактически это можно считать началом коллекции.

Около пяти лет назад в выставочном зале мы сделали первую выставку из 150 картин нижегородских художников, как сейчас модно говорить, конца ХХ века. Тогда, наверное, первые раз мы показали такой срез.

- Как вы отбираете картины в коллекцию?

- Никто специально этим не занимается и не бегает. Просто когда становится совсем плохо от плохой погоды и совсем плохо от результатов выборов (встреча проходила на следующий день после единого дня голосования – NN.RU) или от очередных катаклизмов… хочется себя чем-нибудь развлечь. Периодически приходят добрые вещи в голову: что-нибудь восстановить или отреставрировать или предмет живописи приобрести. Все это делается для души. И в свободное от основной работы время.

Я люблю каждую свою работу, которая у меня есть.

- Вы пользуетесь советами экспертов при выборе картин?

- Конечно, мне советуют художников. Но те работы, которые я покупаю в коллекцию, выбираю сам... У меня жена еще есть, которая тоже принимает участие.

- Как появилась выставка "50"?

- Это была полностью инициатива моих друзей и родственников. Так случилось, что мне в этом году исполнилось 50 лет. Больше скажу – я с большим скрипом согласился, чтобы это все произошло. Мне, конечно, жалко, чтобы на мои любимые картинки смотрел кто-то еще. Но согласился.

На этой выставке я, также как и все остальные, гость, который пришел и случайно увидел свои работы на этих стенах. Для меня это очень волнительно, потому что я не знаю: оценят это люди или нет. В отличие от Аси (Феоктистовой, куратора выставки, - NN.RU) я не имею художественного образования. То, что вы видите на стенах, это предмет моей любви и обожания. А не формального отношения к искусству.

- Сколько картин насчитывается в вашей коллекции? Где они находятся? Все дома висят?

- Я был бы счастлив, если бы у меня был такой большой дом. Но…

У меня сегодня почти 250 работ.

Есть работы – самые любимые, которые висят дома. Есть работы – тоже самые любимые, - которые висят в офисе и рабочем кабинете и которые со мной каждый раз переезжают с места на место.

Для хранения картин у меня есть специальное помещение. Там особый температурный режим, специальных размеров комнаты. Оно приспособлено для хранения картин, но не смотрения на них. И я очень сожалею, что редко удается посмотреть на некоторые работы. У меня есть специальное помещение для хранения работ госпожи Феоктистовой, некоторые из которых достигают трехметрового размера. Когда у нее широта души плещется на 6 кв.м, то это тяжело внести даже в дверь.

В прошлом году я приобрел несколько старинных зданий, которые планирую отреставрировать. В одном из них разместится галерея.

- Это будет усадьба Каменских?

- Скорее, это будет дом Кабачинского на набережной. Скорее всего, галерея будет там. Сейчас там проектируем специальное помещение для хранения работ. Там будет, конечно, не огромных, но разумных размером выставочное пространство. По крайней мере появится хотя бы теоретическая возможность что-то хотя бы периодически менять.

Должен сказать, что эта штука непростая. И жадность – это штука, которая требует жертв. Когда ты видишь что-то новое и красивое, удержаться от покупки очень тяжело. Но при этом приходится держать в голове, что картины требуют дополнительных усилий по хранению.

- А что планируете делать в усадьбе Каменских?

- Пока планирую ее отреставрировать. А дальше – посмотрим.

- Картины – это не только художественная, но и материальная ценность. Застрахованы ли ваши работы?

- Я никогда не подходил к коллекции с этой точки зрения и боюсь соврать вам. Скажу, что они не застрахованы, – их украдут у меня. А скажу, что застрахованы – опять же украдут…

Понимаете, на сегодняшний день мы, конечно, пытаемся двигаться к цивилизованному капиталистическому обществу… Но я не знаю сегодня ни одного банкира, кто мог бы объективно оценить работу Бордея, например. И то же самое с другими работами. На сегодняшний день они могут иметь какую-то текущую рыночную цену, но реальная истинная стоимость непонятна. И стоит вопрос – какая она будет завтра…

Мне проще не думать на эту тему.

- Были ли случаи, чтобы вы продавали картины из своей коллекции?

- Никогда. Никогда. Это работы, которые человек собирает… Он же покупает их не просто так. С каждой связана определенная история. Это какой-то порыв. Настроение. Вот у Аси Феоктистовой пятеро детей. А у меня их 250 плюс один.

Хотя предложения иногда поступают. Приходят квалифицированные люди и начинают предлагать одну картину продать, другую купить... С ними же очень тяжело разговаривать, как и с вами.

К несчастью, я до такого еще не дошел. Я никогда ни одной работы из коллекции не продавал. Были подарки моим близким друзьям. Людям, которым мне хотелось оставить о себе память. И то я это делал с большим трудом и надрывом для души. Потому что для меня это история, это 20 лет жизни. И каждая картина мне дорога, даже если она не имеет художественной ценности.

Стали свидетелем интересного события? Знаете важную информацию? Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или предложите тему для публикации. Пришлите фото или видео интересного события на почту news@news.52.ru.


Вступайте в наши группы в социальных сетях: "ВКонтакте", Facebook и "Одноклассники.ru", - делитесь новостями Нижнего Новгорода со своими друзьями.


Читайте в нашем Twitter о том, что происходит в Нижнем Новгороде.

Роман Фильцов
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
Россияне съездили в страну гор и вина — Армению — и почувствовали себя дома: плюсы и минусы отдыха
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Черное или Красное? Туристка сравнила отдых в Анапе и Египте
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Знакомства
Объявления