Все новости
Все новости

Выставка 1896 года: Нижний Новгород до и после

К 120-летию проведения XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки

Поделиться

Всероссийские выставки проводились, в основном, в столицах империи: Москве, Санкт-Петербурге и Варшаве. Эта же – первая и единственная провинциальная торгово-промышленная и художественная выставка в России. Император Александр III сам выбрал Нижний Новгород и «выразил уверенность, что благодаря красивому местоположению Нижнего выставка будет очень удачна».

XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке изначально придавалось особое значение. «По счету эта выставка является шестнадцатой в России, но по тем громадным денежным суммам, ассигнованным правительством на устройство ее и по тем целям, которых она должна, согласно желанию правительства же, достигнуть, эта выставка будет первой в ряду всех бывших», – отмечали современники. Кстати, о "громадных денежных суммах": из казны было выделено 3 млн рублей, и еще 1 млн - на благоустройство города. Кроме того, правительство отпустило Нижнему Новгороду и губернии долги, связанные с эпидемией холеры и голодными годами, предоставило займ и право выпускать облигации.

Поделиться

В городе были проведены масштабные работы: на главных улицах, по которым ожидался проезд их императорских величеств, были положены «шведские мостовые усовершенствованной системы на цементно-бетонном основании» и отремонтированы дома, улучшено водоснабжение города.

Город украсили новые здания: драматического театра и окружного суда на ул. Большой Покровской, биржи и Волжско-Камского банка на ул. Рождественской. В отреставрированной Дмитриевской башне кремля был размещен художественный и исторический музей.

Поделиться

Выставочный городок решено было устроить на пустыре за Кунавинской слободой, близ железной дороги и Московского вокзала.

Поделиться

В 1894 г. эту низменность с «гниющим болотом» осушили, и академик архитектуры В.П. Цейдлер составил план Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде с привязкой к данному месту.

Поделиться

Строился комплекс, в основном, за счет казны и экспонентов, т.е. лиц, предоставивших на выставку свои произведения. На Нижегородской выставке их было 9700 (а на предыдущей Московской 5318). На территории в 77 десятин (т. е. свыше 841 тысяч кв.м) за счет казны выстроили 55 зданий и 117 – за счет частных фирм. Эти 172 павильона спроектировали лучшие инженеры и архитекторы России.

Поделиться

Главный вход, обращенный в сторону города, был отмечен четырехгранным обелиском на фоне полукруглой колоннады и бассейна с фонтанами.

Поделиться

В водах бассейна отражались окружавшие его Императорский павильон в русском стиле, с резными украшениями, Среднеазиатский отдел в мавританском стиле, Машинный отдел из стекла и бетона в конструктивистском стиле и Художественный отдел, сочетавший ренессанс, классицизм и конструктивизм (металлический остекленный купол с венчавшей его фигурой крылатой Славы). Все их спроектировал профессор А.Н. Померанцев, который и определил архитектурный облик выставки.

Поделиться

К 15 мая 1896 г. комплекс выставки – с круглой центральной площадью и оригинальными павильонами, расставленными в соответствии с планируемыми разделами выставки, – был готов.

Поделиться

Выставочный городок имел водопровод и освещался 250 электрическими фонарями. Электрическая железная дорога, открытая 9 (21) июня, прорезала по кругу территорию выставки (около 4 км) и вела через Выставочное шоссе (ныне – ул. Чкалова) по плашкоутному мосту к городу.

Поделиться

Поделиться

Для посетителей были разработаны маршруты осмотра, указатели, имелось справочное бюро. Плату за вход на выставку дифференцировали в зависимости от даты посещения (до 1 июня – 1 рубль, после – 30 копеек), были предусмотрены скидки на несколько посещений. Для учащихся, народных учителей и рабочих проход на выставку был бесплатный.

Для иногородних посетителей установили 183 маршрута по железным дорогам и рекам со значительной скидкой. Около Выставочного городка появилась станция «Нижний-Выставка», в Москве – вокзал Московско-Нижегородской железной дороги (ныне – Курский).

Поделиться

Всероссийская промышленная и художественная выставка открылась 28 мая 1896 г., после коронации императора Николая II. Официально выставку открыл короткой вступительной речью министр финансов С.Ю. Витте. Затем он предложил присутствующим ознакомиться с достижениями России во всех областях науки, культуры, торговли, фабричного производства и горного дела.

Поделиться

Поделиться

Выставка состояла из 20 отделов. Дополнительно были представлены регионы, которые в конце XIX века представляли особый торгово-экономический интерес. Среди них – районы Сибири и Крайнего Севера, Китай и Япония, Средняя Азия, Персия.

Поделиться

Каждый отдел, помимо информирования о своей отрасли промышленности и рода деятельности, имел какую-либо «изюминку». Так, отдел Горного дела и металлургии украшали павильон Илецкой солепромышленности, изготовленный из каменной соли в форме греческого храма-беседки, и павильон Каслинского чугунного завода с чугунным кружевным литьем.

К Художественно-промышленному отделу, помимо ювелирных изделий, музыкальных инструментов и образцов оформительских работ, относилась и группа из 81 фотографа. Нижний Новгород представлял знаменитый М.П. Дмитриев, оставивший фотодневник выставки.

Поделиться

Поделиться

Поделиться

В отделе Машин, аппаратов, машиностроения и электричества демонстрировались первый в мире радиоприёмник (грозоотметчик) конструкции А.С. Попова; первый русский автомобиль конструкции Е. Яковлева и П. Фрезе.

Поделиться

В Военном отделе можно было видеть интендантские фуры, лафеты и настоящую миноноску. Береговая и горная мортиры охраняли подступы к зданию.

Поделиться

Удивление и восторг посетителей вызывали аэростаты, воздушные шары и дирижабли – экспонаты учебного Воздухоплавательного парка, – которые демонстрировались в полетах.

Поделиться

В отделе Строительного и инженерного дела, речного и морского торгового судоходства выставили построенные Петром I яхты «Плезир» (с резьбой, собственноручно сделанной императором) и «Верейка». Показывали точную модель катера, на котором Екатерина II совершала путешествие по Волге. У причала прямо на реке можно было посмотреть Сормовские пароходы в действии.

Поделиться

Здесь же впервые выставлялись уникальные гиперболоидные сетчатые конструкции из стали архитектора и инженера В.Г. Шухова: водонапорная башня; башня-оболочка и висячие и сводообразные перекрытия-оболочки. Владимир Шухов сконструировал 8 павильонов выставки, включая уникальную «ротонду Шухова» – круглый павильон.

Поделиться

Поделиться

Каждый отдел имел и свою просветительскую миссию. Например, в отделе Строительного и инженерного дела были представлены огнестойкие постройки в виде поселка с 16 различными зданиями и пристройками, с образцовым полем и огородом. Устроили их 117 юношей, съехавшиеся со всей России для изучения огнестойкого строения. В каждом отделе в определенные часы специалисты читали лекции, демонстрировали разнообразные аппараты, давали посетителям объяснения. Широкая пропаганда последних достижений науки и техники являлась отличительной особенностью XVI Всероссийской выставки.

Поделиться

Изделия, экспонировавшиеся на выставке, можно было заказать и приобрести на Нижегородской ярмарке, находившейся рядом.

Поделиться

Для детального осмотра выставки требовалось не менее недели. За 125 дней ее посетило 991 тысяч 33 человека.

Поделиться

На выставке, в городе и на ярмарке выступали приезжие знаменитости: симфонический оркестр под управлением В.И. Главача, певческая капелла Д. Славянского, чешский скрипач Ян Куделик, русский контрабасист Сергей Кусевидский, владимирские рожечники. В новопостроенном нижегородском театре выступали мамонтовская оперная труппа и труппа антрепренера-нижегородца Н.И. Собольщикова-Самарина. 23-летний Ф.И. Шаляпин на открытии театрального сезона 15 мая 1896 г. в опере «Жизнь за царя» пел партию Сусанина.

Поделиться

Кульминацией событий выставки стал визит в Нижний Новгород императора Николая II и императрицы Александры.

Поделиться

Утром 17 июля императорскую чету торжественно встречали на Московском вокзале железной дороги, у Царского павильона (построенного к выставке ярмарочным купечеством в 1894 г.). Толпы народа с раннего утра заполонили вокзальную площадь и окрестные улицы. По пути императора к кремлю стояли войска. Другая сторона пути охранялась самим народом. Дома были декорированы флагами и зеленью, вензелями и портретами царской четы.

Императорская чета в течение трех дней осматривала выставку, а также знакомилась с городом и ярмаркой. Город сиял иллюминацией, на Волге устраивали фейерверк.

Поделиться

Покидая город 20 июля, Николай II отметил, что «выставка ... наглядно иллюстрирует состояние различных отраслей народного труда и отечественной производительности и дает необходимые данные для выработки дальнейших мероприятий к развитию этих отраслей».

Поделиться

1 (13) октября 1896 г. XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка была закрыта.

После закрытия на территории разбили Выставочный парк. От строений выставки сохранились лишь Царский павильон, который в 1914 г. переоборудовали под училище, и церковь-школа.

Поделиться

Территория бывшего Выставочного парка, расширенная в сторону ДК им. В.И. Ленина и реконструированная, в советское время получила наименование Парка им. 1 Мая. В память о выставке ныне там установлен памятный знак.

Поделиться

История развивается по спирали. Не исключено, что в 2025 году Нижний Новгород примет Всемирную выставку "ЭКСПО-2025". Как и более века назад, выставочный городок планируется построить на пустом месте – например, в борской пойме, где ранее областные власти анонсировали проект Globe town. Будет ли реализован очередной прожект – покажет время.

Есть интересные новости, а мы о них не знаем? Хотите поделиться мнением, фото, видео? Пишите нам – news@news.52.ru

По материалам www.archiv.nnov.ru. Фото: репродукции с экспозиции, посвященной XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость