Пассажиры, которые оплачивают проезд в автобусах МП «Нижегородпассажиравтотранс», могут стать жертвами «инноваций». В случае аварии они не смогут доказать, что ехали именно на этом автобусе именно у этого перевозчика.
Как писал NN.RU, с 21 октября в МП «НПАТ» при оплате разового проезда наличными пассажирам стали выдавать отрывные рулонные билеты. В остальных случаях и в других видах муниципального транспорта (метро, трамваях, троллейбусах) поездки по-прежнему оформляют через систему автоматизированного контроля оплаты проезда (АСКОП) и выдают пассажирам отпечатанный чек.
Корреспондент NN.RU подробно рассмотрел рулонные билеты, которые стали выдавать в обмен на наличные, и выяснил, что они оформлены не в соответствии с законодательством. На рулонных билетах отсутствует существенная информация, которая не позволяет однозначно идентифицировать перевозчика. Это является нарушением закона.
Обратите внимание на два этих билета. Слева тот, что напечатан на валидаторе. Он содержит максимально подробную информацию. Справа – «новый», рулонный. В нём сведений минимум. Этой информации явно недостаточно, чтобы распознать перевозчика. Также заслуживает внимание и качество бумаги, печати. У "рулонных билетов" оно существенно ниже.
Корреспондент NN.RU обратился к эксперту по пассажирским перевозкам Максиму Иванову с просьбой разъяснить, в чём именно заключаются нарушения.
«Билеты, которые выдаются при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, являются бланками строгой отчётности (БСО). Применение БСО при денежных расчётах регламентировано постановлением правительства РФ №359 от 06.05.2008. Пункт №3 Положения, утверждённого этим постановлением, содержит перечень обязательных реквизитов БСО. К их числу относится ИНН организации, выдавшей бланк. Как мы видим, на рулонных билетах «Нижегородпассажиравтотранса» ИНН отсутствует», - подчёркивает эксперт.
Как отмечает Максим Иванов, пункты 5, 5.1 того же положения отсылают к постановлению Правительства РФ № 112 («Правила перевозок автомобильным транспортом»). В форме №3 приложения №1 перечислены обязательные реквизиты «рулонного» билета. К их числу относится наименование организации, выдавшей билет. Согласно Единому государственному реестру юридических лиц (ЕГРЮЛ), у нижегородского муниципального перевозчика есть краткое наименование: МП «Нижегородпассажиравтотранс». Надпись – НИЖЕГОРОДПАССАЖИРАВТОТРАНС – на рулонных билетах не позволяет идентифицировать организацию, выдавшую их. «По сути, эти нарушения – продолжение практики индивидуальных предпринимателей, которые возили пассажиров по анонимным билетам с надписью «Минтранс РФ», - добавляет эксперт.
Чем это, в итоге, плохо для пассажиров? «В отличие от билетов, напечатанных через терминал, рулонные билеты не содержат сведений, которые позволяют однозначно идентифицировать перевозчика. Мы не знаем его ИНН, не знаем номер автопарка, не знаем маршрут (а также, конечно, дату и время поездки), по которому ехал автобус. В случае если пассажир получит травму во время пути (а такое в муниципальных автобусах бывает довольно часто) и захочет получить страховую выплату, у него могут возникнуть сложности с доказательной базой. В мэрии уже говорили о случаях мошенничества – когда пассажиры заявляли об авариях, которых не было», - подчёркивает Максим Иванов.
Эксперт предполагает, что причиной отказа применения АСКОП в наличных расчётах стала банальная экономия. По его мнению закупка рулонного билета на порядок дешевле комиссии АСКОП.
Как писал NN.RU, ни в НПАТ, ни в департаменте транспорта и связи, ни в мэрии не смогли указать причин, по которым крупнейший городской перевозчик частично отказался от использования автоматизированной системы контроля оплаты проезда.