Становление английской портретной живописи в контексте исторических событий Европы XVI-XVIII веков, переход от средневековья к эпохе Провещения, символизм, детали — все это на выставке мужских портретов из частной коллекции "Старые мастера" в Нижегородском Государственном художественном музее.
В Нижегородском Государственном художественном музее (НГХМ) проходит выставка "Старые мастера. Западноевропейский мужской портрет XVI-XVIII веков". Корреспондент NN.RU посмотрел экспозицию вместе с куратором выставки Натальей Свириной.
"Вся выставка — это представление единой эпохи. Это такая эпоха в лицах. Несмотря на то, что она растянулась почти на три столетия, это становление нового времени, становление культурного времени. Эта эпоха ознаменовалась 30-летней войной, которая перекроила политическую карту Европы. Это становление абсолютных монархий и две революции — нидерландская буржуазная революция и английская буржуазная революция. Это время глобальных сдвигов, когда менялось вообще все. Ведь средневековье длилось гораздо дольше, чем мы думаем. Мы думаем: "XIV-XV веками все оно и закончилось, вот тут уже и Возрождение". Да, оно, конечно, закончилось... Но больше в умах, чем в реалиях. И даже новая философия, которую выдвинули итальянские гуманисты, производственных отношений не изменила — цеховое производство остается, формы сословных отношений остаются... А в этот период меняется многое. Впервые на сцену выходит буржуазия. Это то время, когда Европа становилась такой, какой мы ее сегодня видим", — рассказала Наталья Свирина.
Выставку необходимо рассматривать в контексте времени, с привязкой к исторической эпохе и происходящим в то время непростых и интересных событиям. Например, здесь есть портрет Иакова — I короля Англии и VI короля Шотландии в ХVI веке. Он был первым монархом, правившим одновременно обоими королевствами Британских островов. Великобритании, как единой державы, тогда ещё не существовало.
"Именно Иаков придал статус "Королевского театра" театру Шекспира. Он сыграл очень большую роль в становлении английского Возрождения", — пояснила куратор выставки Наталья Зверева.
Помимо картин в обычном понимании этого слова, на выставке есть экспонат, вызывающий вопрос у неподготовленного зрителя. Это вырезанная из материала, похожего на фанеру, поясная фигура мужчины. Надпись гласит: "Портрет кавалера с перчаткой. Неизвестный художник. XVIII век".
"Сюжеты с вырезанными фигурами участвовали в театральных постановках. Их выводили на сцену, передвигали, озвучивали. Это было принято при постановках в домашних театрах, усадьбах. И у нас в России, с развитием этой моды, тоже появились такие вещи. Это английская портретная живопись. Датировка стоит — XVIII век, но одет он под героя шекспировских времен", — пояснила куратор.
"Если говорить об английском портрете, то относительно европейских школ в XVII веке, в конце XVI века, английская живопись — глубоко провинциальная и стоит в стороне от всех веяний итальянского Возрождения. Отсюда скованность движений, некая диспропорциональность фигур".
"Все Ренессансные импульсы английские мастера получали сначала через Гольбейна, немецкого мастера, который работал в Англии несколько лет при Генрихе VIII, через итальянских мастеров, которые туда приезжали, и через учеников школы Рубенса уже в XVII веке (прежде всего, через ван Дэйка). Поэтому относительно остальной Европы — английская школа переживает медленное становление".
или предложите тему для публикации. Пришлите фото или видео интересного
события на почту news@news.52.ru. Наш номер в WhatsApp и Viber 8-910-390-4040. Читайте новости в соцсетях "ВКонтакте", Facebook, "Одноклассники.ru". Наши новостные каналы — в Twitter, Viber и Telegram.