Муниципальный транспорт в городе химиков ликвидируется планомерно уже 20 лет. Среди заинтересованных лиц — чиновники и депутаты. Именно они, по мнению общественников, лоббируют бизнес частных перевозчиков.
«Маршруточное лобби в Дзержинске есть!» — к такому выводу пришли участники группы «Дзержинцы за общественный транспорт». И к настоящему времени оно доросло до колоссальных размеров. Активисты собрали по крупицам историю его становления и опубликовали во «ВКонтакте».
Все началось 20 лет назад, когда и. о. губернатора Нижегородской области Юрий Лебедев подписал постановление, которым разрешил частным фирмам перевозить пассажиров. Годом ранее в Дзержинске появилось так называемое маршрутное такси, но от муниципального предприятия. Жизнь показала, что, отказавшись от льготных перевозок, можно неплохо заработать.
В 1998 году мэром Дзержинска выбрали Сергея Трофимова, а в 1999 году на коммерческие маршруты Т-322 и Т-323 (ныне Т-22 и Т-23) вышли пазики ООО «Транслайн». 80% предприятия принадлежит коллеге нового мэра по работе в ОАО «Синтез» Андрею Федотову. А автобусы якобы они покупали вместе.
Трофимов запомнился дзержинцам тем, что при нем в 2000 году закрыли первое трамвайное депо и продали его территорию ООО «ДЛМ-Недвижимость». Фирму возглавлял Павел Воронин, в дальнейшем — трижды депутат гордумы, замглавы Дзержинска и по совместительству зять будущего мэра Виктора Портнова. 80% акций компании принадлежит его матери. Сейчас часть корпусов депо занимает один из трех китов частных перевозок в Дзержинске ООО «Тройка».
В 2002 году в Дзержинск поступили 20 больших автобусов марки МАРЗ-52661. Они предназначались для муниципального пассажирского предприятия, но почему-то оказалось в том же «Транслайне» и в недавно созданном ООО «ДПП». Обе фирмы зарегистрированы по одному адресу и работают в «одной связке». Активисты утверждают, что с этого момента в сфере частных пассажирских перевозок появились люди, близкие к Портнову.
Следующие два года, когда у руля стоял мэр Владимир Бриккер, дзержинский транспорт жил спокойно. Если не считать эксперимент с арендой троллейбусов частниками, который быстро и тихо сошел на нет. А вот 2005 год, когда в кресло мэра сел Виктор Портнов, дзержинцы считают началом передела, который закончился полным уничтожением трамвая.
Директором муниципального предприятия «Аэлита» новый мэр назначил своего человека — Андрея Крайнова, бывшего сотрудника «Транслайн»/«ДПП». Ставленник градоначальника — то ли от большого ума, то ли от чистого сердца — сразу принялся разваливать предприятие изнутри. Сотрудников массово увольняли, подвижной состав сдавали в металлолом, маршруты ликвидировали. Закрытие трамвайного маршрута в Восточную промзону позволило частникам ввести тарифные зоны и увеличить стоимость проезда в два раза.
Результаты первого этапа передела рынка городских пассажирских перевозок, по версии активистов группы «Дзержинцы за общественный транспорт», таковы:
разорено муниципальное автотранспортное предприятие;
закрыты оба автобусных парка (головной и филиал);
закрыто одно трамвайное депо;
ликвидирована трамвайная линия маршрутов № 1 и 6 в Восточную промзону.
Курс на ликвидацию, который пытался изменить сидевший недолго в кресле мэра Виктор Сопин, продолжил пришедший к власти в 2012 году Геннадий Виноградов. Он вернул в администрацию чиновников Портнова, и его же человека, Дмитрия Волокушина, опять посадил на транспорт.
Сначала параллельно трамвайному маршруту ввели частный автобусный, затем стоимость проезда подняли до цены автобусных билетов. Треть пассажиров пересела на пазики. В 2015 году сгорел трамвай. На основании того, что электротранспорт не востребован и опасен, его ликвидировали. Доля маршруток в транспортной системе Дзержинска выросла с 18,1% до 61,4%. А через два года частники беспрепятственно повысили стоимость проезда в своих автобусах почти на 40%.
В качестве постскриптума общественники привели примеры общих бизнес-интересов представителей всех вышеперечисленных лиц. Учредителей ООО «Тройка» трое: «портновские» кадры Александр Лазарев и Андрей Крайнов и Светлана Лямина, стоящая у руля нескольких фирм, связанных с Павлом Ворониным.
Среди учредителей ООО «Тея», которое занимается гостиничным бизнесом, находим: депутата гордумы Валерия Артамонова (друг Воронина, прославился при Портнове тем, что снес школу и на ее месте построил ТЦ «Дзержинец), Андрея Федотова (ООО «Транслайн»), Наталью Меньшину (ООО «ДПП»), бывшего мэра Сергея Трофимова.
И еще один факт круговорота чиновников в бизнесе. Павел Воронин основал, а Дмитрий Волокушин возглавлял до прихода в мэрию ООО «Городская служба механизации». Вторым учредителем стало ООО «Управление недвижимостью». Эта же фирма учредила ООО «Управдом» вместе с матерью Воронина — Ниной Павловной (у нее 50% акций). Возглавляет «Управдом» бывшая жена экс-мэра Галина Портнова. Правопреемником предприятия — ООО «Группа компаний «Управдом» — руководит Светлана Лямина.
Текст: Ирина Видонова
Фото: Антон Малов, vk.com/«Дзержинцы за общественный транспорт»