В здание Госбанка на Покровке мечтают попасть многие, но для всех желающих здание открывает двери лишь два раза в год. NN.ru и Волго-Вятское ГУ Банка России приготовили подарок для читателей — провели уникальную расширенную экскурсию, и теперь вы можете узнать и увидеть, что находится в музейно-экспозиционном фонде. Интересно узнать, зачем банкиры отправляли характеристику на своих невест в Санкт-Петербург, какие деньги Петр I называл «вшами», и от чего лопнул Госбанк в Нижнем Новгороде?
От «чешуйки» до «немцовки»
Зданию Госбанка в Нижнем Новгороде 105 лет, а музею в нем — 20. Здесь бережно хранят историю строительства здания, банковского дела в нашем городе и денег вообще.
— Вот самая маленькая монетка в нашем музее — копейка XVII века, такие ходили при Михаиле Федоровиче Романове и назывались «чешуйки», потому что напоминали рыбью чешую. Выплавлялись из серебра. Первоначально, когда на Руси собственных запасов этого металла еще не было открыто, переплавляли серебряные деньги, привезенные из других государств. Петр I называл такие простенькие серебряные монеты «вшами», предлагал делать их крупнее, и не из серебра, а из меди. Из Швеции он привез проект квадратных монет-плат. Они были очень неудобные в использовании. Всего 2 года просуществовали, —рассказывает экскурсовод.
На следующем стенде — первые российские бумажные деньги — ассигнации Екатерины Великой.
Ассигнации были вертикального формата, печатались на бумаге ручного производства номиналом 25, 50, 100 и 75 рублей.
Но через некоторое время 75 рублей изъяли из оборота — умельцы исправляли цифру 25 на 75 и появилось множество подделок.
Настоящим монетным великаном можно назвать еще один денежный знак того времени — «сестрорецкий» рубль. Каждая медная монета весила 1 кг 40 г. В ходу они не были и сегодня являются чрезвычайно редкими.
В начале ХХ века в России для расчетов пользовались «катеньками» и «петеньками» — банкнотами с изображениями Екатерины Великой и Петра I.
Это деньги-гиганты, самые большие по размеру бумажные деньги в России.
— Вообще русский народ относился к деньгам всегда с большой любовью — их ласково называли «катенька», «петенька», «рублик», «золотой». Часто деньги получали прозвища по цвету: желтенький рублик — «канарейка», синенькая пятерка — «синица», красные десятки — «раки», банкноты 50 рублей — «беленькие», — перечисляет экскурсовод.
В музее хранят «немцовки» — денежные суррогаты, которыми никто никогда не расплачивался.
Бывший нижегородский губернатор Борис Немцов планировал использовать их в 1992 году из-за тяжелой экономической ситуации в стране, но в обращение они не поступили. Так что ценности, кроме музейной, они не имеют.
Денежные пачки, как и положено, лежат в сейфе — точнее, в засыпном несгораемом шкафу. Настоящем. 1913 года.
Шкаф стоит в импровизированном кабинете управляющего банка. Стенки шкафа — два железных листа, между ними насыпан песок. Если даже загорается внешняя стена, то он не позволит нагреться и загореться документам и деньгам внутри.
На столе управляющего предметы начала ХХ века: счеты, документы, письменный прибор, именная печать одного из управляющих Нижегородской конторы Государственного банка Полянского Николая Павловича.
Банковское дело в Нижнем Новгороде началось с балагана на Ярмарке
С 1820 года началась история банковского дела на Нижегородской земле. В это время на Стрелке уже обосновалась Нижегородская ярмарка, где и была открыта временная контора Государственного банка. В первое время она разместилась в типовом здании — «балагане». Здесь кредитовали купцов, принимали вклады, выдавали ссуды. Поток клиентов был очень большим, и в 1868 году принято решение открыть постоянное отделение банка в Нижнем Новгороде. Наш город стал единственным городом, где одновременно работали два учреждения Госбанка: временная контора и постоянное отделение.
Сначала своего собственного здания отделение не имело, с ростом оборотов приходилось переезжать. Первой была усадьба купца Блинова на Рождественской. Небольшое двухэтажное здание не было предназначено для работы банка, было неудобно. Потом переехали в нынешнее здание администрации Нижегородского района на улице Пискунова (тогда Осыпная). В итоге в 1909 году было решено строить свое здание.
Этим вопросом занялся Николай Полянский — статский советник, чиновник особых поручений 5 класса. Приехал в Нижний из Воронежа, где также строил здание Госбанка. За два года его службы в Нижнем Новгороде дела отделения заметно улучшились. Выручка в три раза превысила выручку всех негосударственных банков в Нижегородской губернии.
Строится здание к двум юбилейным датам — 300-летию династии Романовых на престоле и 50-летию Государственного банка. Здание возвели очень быстро — за два года. И в 1913 году с третьим визитом к нам приезжает Николай II.
17 мая нижегородцы собрались на Большой Покровской в ожидании императора. Он прибыл в открытой пролетке. Встречали его по заранее продуманному в мельчайших подробностях сценарию.
Экскурсия императорским маршрутом
В 1909 году, когда выбирали место для здания банка, остановились на усадьбе вдовы Ненюковой на пересечении Большой Покровской и Грузинской улиц. Вдова просит крупную сумму — 270 тысяч рублей за 2700 квадратных саженей. Полянскому удается сторговаться за 150 тысяч рублей. В конкурсе выигрывает архитектор Владимир Покровский и его проект в неорусском стиле в виде царских палат.
Над зданием трудились лучшие подрядчики из Санкт-Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода (подробнее об этом можете почитать здесь). Например, медную эмалевую черепицу шатра над крыльцом изготовила лучшая московская ювелирная фирма Овчинникова.
Тех, кому повезло попасть внутрь, поражают невероятные интерьеры здания.
В огромных люстрах-коронах уже 105 лет назад горели лампочки. Здание было оснащено по последнему слову техники: электричество, телеграф, собственная котельная, система вентиляции.
Многочисленные росписи, украшающие интерьер, выполнены артелью братьев Пашковых. Часть эскизов для них придумал известный художник, иллюстратор сказок Пушкина, народных сказок, Иван Билибин.
На первом этаже — зеркало, в которое смотрел император. По легенде, если в него посмотреть и загадать самое сокровенное нематериальное желание — оно сбудется.
Кругом аллегоричные образы на росписях: гербы городов с которыми вел торговлю Нижний Новгород, метафорические животные и птицы, изображения четырех стихий…
На втором этаже здания собственный «небосвод» — над головами гостей солнце и луна.
В комнате, которая раньше называлась «ожидальней» (тут посетители ждали приема управляющего), одна из самых больших фресок в здании — «Избрание на престол Михаила Федоровича Романова», список с гравюры 17 века.
Рядом с ней три медальона с изображениями Московского кремля, Ипатьевского монастыря в Костроме и Нижегородского кремля. Изображены именно эти три города, так как они связаны с историей династии Романовых. Москва — престольный город, в Костроме переживал смутные времена и восходил на престол Михаил Романов, а Нижний Новгород изображен в связи с нижегородским ополчением.
Прямо по курсу — главный операционный зал — «сердце» банка. Его площадь 800 квадратных метров (высота потолков — 13 метров). Сормовские мастера изготовили металлическую сетку — это уникальная конструкция Покровского, которая позволила перекрыть зал огромным сводчатым потолком без единой опоры или колонны.
Здесь взгляд гостя свободно охватывает все помещение, не встречая преград.
— Все фрески аллегоричны: львы — символ силы и мужества, всадники «одаривают» гостей из рога изобилия, два светила — солнце и луна. Также изображены гербы старинных торговых городов, — объясняет экскурсовод.
Поражают своим размером люстры. Покровский давал письменное подтверждение, что люстры никогда не упадут. Таких случаев, к счастью, не было. Два раза в год люстры опускают, чтобы помыть, почистить, заменить лампочки.
Интерьеры практически полностью сохранились в том же виде, что и сто лет назад. На конторках только появились матовые стекла.
И лавочки, которые на историческом фото находятся посередине главного зала, сейчас стоят в «ожидальной».
Здание банка еще называют зданием трех гербов: на шпиле — серп и молот, на фасаде — двуглавый орел, над крыльцом — нижегородский олень.
А потом банк лопнул…
После визита императора контора заработала, сюда стали свозить золото, и к концу 1914 года в банке хранилась значительная часть золотого запаса Российской империи.
— Дошло до того, что в 1914 году стены начали оседать неравномерно, пол начал «гулять», и банк в буквальном смысле лопнул, а по стенам пошли трещины. Чтобы спасти здание от разрушения, был проведен срочный ремонт. А в 1918 году несколькими эшелонами тонны золота отсюда были вывезены в Москву.
Почему замужним девушкам нельзя было работать в банке, и зачем сотрудники писали характеристики на будущих жен
До 1911 года женщинам запрещалось работать в банке. Считалось, что девица должна всё свое время уделять семье и мужу. Потом девушкам все-таки разрешили служить в банке, но к работе с деньгам и общению с клиентами их сначала не допускали. Они занимались «бумажками» в канцелярии. Так появился «девичий отдел». Девицы работали отдельно в комнатах над главным залом. Если девушка выходила замуж, она должна была покинуть службу. Думая о банковской карьере, одна из первых представительниц «женского отдела» — Александра Фесюкова — так никогда и не вышла замуж, 45 лет жизни отдав службе.
Но и у мужчин было не все просто. На будущую супругу они должны были написать подробную характеристику — из какой она семьи, какой у нее характер, достаток, болтлива ли она. Характеристику отправляли в главную контору банка в Санкт-Петербург и, если приходил отказ, перед молодым человеком вставал выбор — либо подыскать новую кандидатуру на роль супруги, либо покинуть службу. Выбирали обычно работу, ведь считалось, что она одна, а девиц много.
Сколько глаз следят за кассиром
— В советское время кассиров порой звали «чертятами из табакерки». Потому что из кассы они выходили в халатах в клее, с руками, черными от пересчета денег, — объясняет экскурсовод. — Работа у них очень сложная. Раньше им еще и приходилось носить по зданию тяжелые мешки с деньгами на себе.
Сегодня в помощниках у кассиров есть современные машины для пересчета купюр, проверки подлинности, но верят все равно больше человеческим рукам и глазам.
Фото: Наталья Бурухина