Город эксклюзив Марк Фридман спустя 26 лет вернулся в Нижний Новгород, чтобы пролететь над городом на шаре

Марк Фридман спустя 26 лет вернулся в Нижний Новгород, чтобы пролететь над городом на шаре

29 апреля 1992 года большой и яркий шар воспарил над площадью Минина

Марк Фридман — один из тех, кто начинал историю воздухоплавания в Горьком

Фиеста воздушных шаров и чемпионат ПФО по воздухоплаванию завершились, но шары все еще летают над Нижним Новгородом и его окрестностями, удивляя прохожих невероятными расцветками и формами. Среди 12 пилотов аэростатов два немецких аэронавта: Виктор Гапеев и Марк Фридман. Оба — жители немецкого города Дилленбург, и оба не представляют свою жизнь без неба. Кстати, Марк Фридман в прошлом — нижегородец с полувековым стажем. О том, как в жизни аэронавта появился воздушный шар, 67-летний пилот рассказал NN.ru.

Когда жизнь в кайф


Мало кто знает, но Марк Фридман — один из тех, кто начинал историю воздухоплавания в Горьком. Закончил кораблестроительный факультет Горьковского политеха, работал инженером-испытателем судовых дизелей на заводе «Двигатель революции», а затем в 1987-м создал собственную фирму «Студия-К», которая занималась производством телевизионной рекламы в Горьком (а потом — и в Нижнем Новгороде). Репортажи, яркие художественные съемки, рекламные ролики — теперь это все в прошлом.

Сегодня немец с русской душой живет со своей семьей недалеко от Франкфурта — в небольшом немецком городе Дилленбург, население которого едва превышает 30 тысяч человек. Работает слесарем на местном заводе и занимается воздухоплаванием. Или, как он сам утверждает, наслаждается жизнью.

— Guten Tag. Wartest du auf mich? — подойдя к нам, произносит колоритный мужчина с роскошными усами и тут же расплывается в улыбке. — Привет! Я прекрасно говорю по-русски. Все-таки 50 лет прожил в Нижнем.

Любитель водно-моторного спорта, горнолыжник и воздухоплаватель. Чем только не занимался Марк в свободное время!

А началось все в 1975-м с водно-моторного спорта. Адреналин, эмоции, что тут еще скажешь. Марк гонял на глиссерах (спортивный катер) по водным акваториям со скоростью 120 км/ч и даже не задумывался, что когда-то будет летать. Попутно развивалась еще одна страсть — горные лыжи.

На горных лыжах с супругой

— Все это — удовольствие, хобби, жизнь. Жить нужно в кайф, и я всю жизнь стремлюсь к этому. Лыжи дают ощущение полета, и я считал, что выше лыж нет ничего. Пока в 1992 году в Москве не встретился со своим другом — сценографом, художником-постановщиком фильма «Кин-дза-дза!» Теодором Тэжиком. Он сказал, что с видеосъемкой с шара ничего не может сравниться: «Вот ты представь себе: небольшая речка, лес с обеих сторон и шар плывет над водой. А тут мостик, и шар приподнимается и опускается к воде, и плывет дальше…» И все — я загорелся, — рассказывает Марк Фридман.

В этом же году Марк случайно познакомился с Еленой Разиной — парашютисткой, служившей в ВДВ, за плечами которой в то время уже было 3000 прыжков. Тогда двух мечтателей и объединило небо.

В 1992 году Марк случайно познакомился с Еленой Разиной — парашютисткой, служившей в ВДВ, за плечами которой в то время уже было 3000 прыжков

— Если бы мы не встретились, я бы не осилил все это. В то время не было ни шара, ни малейшего понятия о полетах, — признается Марк. — В 92-м мы поехали в первую и единственную воздухоплавательную школу в СССР в Литву, где я и получил лицензию пилота.

Удостоверение пилота

После этого воздухоплавание для отчаянного жителя Нижнего Новгорода стало больше чем хобби. В 1992 году Марк Фридман пролетел над Ригой, правда, пока еще в качестве пассажира. А затем Елена и Марк впервые поднялись в небо над Нижним Новгородом.

29 апреля 1992 года большой и яркий шар воспарил над площадью Минина и удивил нижегородцев. Первый сказочный полет, и любовь к небу и шарам на всю жизнь! Два года простоя — шары перестали летать над Нижним. В 1993-м самостоятельный полет над Орлом, а в 1996-м — чемпионат России по воздухоплаванию в Великих Луках. Именно там Марк понял, что научиться летать можно только летая. Затем — полеты «за бугром»: Франция, Майорка…

Полет на спонсорском шаре над Европой

Спустя годы спорт постепенно ушел на второй план.

— Когда твой возраст гонит за полтинник, спорт начинает отвлекать от полетов. Пока смотришь на карту, ищешь крест (контрольную точку. — Прим. ред.) — отвлекаешься от природной красоты. А мне по кайфу видеть все это, сорвать листочек или шишку с макушки сосны, пролететь над рекой, — эмоционально объясняет аэронавт. — Без неба не могу и сейчас. Именно поэтому я и приехал в Нижний Новгород снова — принять участие в фиесте, пролететь над городом и насладиться красотой Нижегородского края вновь.

Марк Фридман на шаре летит над семёновскими лесами

Шары вновь расправят «крылья»


Впервые фиеста воздушных шаров прошла в Нижнем Новгороде более 20 лет назад. И теперь воздухоплавание в Нижегородском регионе, можно сказать, возрождается.

— Фиеста, чемпионаты ПФО… А ведь всего этого могло бы и не случиться. Несколько лет назад воздушные шары в Нижнем вообще перестали летать. И это было ужасно для меня, — сетует наш герой. — И вдруг появился человек, который все это изменил, сдвинул с мертвой точки — это Георгий Зименко. Человек — гигант! И я счастлив, что знаком с ним.

Пилот теплового аэростата уверен, нужно идти вперед и только вперед.

— Мы почти полгода потратили на согласования Приволжской фиесты и чемпионата ПФО, и нам просто необходима поддержка административных ресурсов, — рассказал идейный вдохновитель фиесты, организатор чемпионата, спортивный директор соревнований, руководитель НРОО «Федерация воздухоплавательного спорта Нижегородской области» и пилот Георгий Зименко.

Друзья-воздухоплаватели. Георгий Зименко — второй справа

— У татар «вперед» — это алга. А «назад» у татар нет. Они просто разворачиваются на 180 градусов — и снова алга! Это мой принцип жизни: не оборачивайся назад — всегда вперед. Этого я и желаю Георгию: идти вперед, не останавливаться. Нет человека, который, увидев шар над головой, не восхитился бы этим. Нижегородцы должны ощущать эти эмоции, и шары должны летать над городом, — говорит Марк Фридман.

В свои 67 лет «с хвостиком» Марк Фридман не перестает летать. Иначе он не может. И если получится, обязательно примет участие в следующей Приволжской фиесте.

Напоследок воздухоплаватель пожелал удачи всем пилотам, особенно Георгию: «Упорства ему не занимать!»

У нас есть свои каналы в мессенджерах Viber и Telegram. Читайте новости, где удобно! Наслаждайтесь красивыми фотографиями Нижнего Новгорода в нашем Instagram.

Текст: Ирина Маслова
Фото: Андрей Грибов, из архива Марка Фридмана
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Сил их терпеть нет даже у меня». Правдивый рассказ хозяйки трех шотландских кошек — их заводят за милую внешность
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления