В 30 км от Нижнего Новгорода работает крупнейший в России мусоросортировочный завод. Комплекс обслуживает приблизительно полтора миллиона человек — нижегородцев, дзержинцев и жителей Володарского района. NN.RU узнал, что происходит с этой гигантской горой мусора: пока одну часть отходов закапывают на полигоне, другую — продают.
Мусоросортировочный комплекс открыли в мае прошлого года: он расположен на территории полигона твердых бытовых отходов (ТБО) «МАГ-1». На заводе ведется несколько направлений по работе с мусором: одну часть закапывают на полигоне (так называемое, захоронение), другую — сортируют, перерабатывают и продают (вторичное сырье). В основном, захоронение предназначено для промышленного, строительного и крупногабаритного мусора, а на переработку идёт пластик, бумага, металл и так далее. Мусоросортировочный завод соорудили таким образом, чтобы значительно снизить поток мусора, который направляется на захоронение. Это должно помочь разгрузить Игумновский полигон — самую ужасную свалку в России, которая находится рядом с Дзержинском и Нижним Новгородом.
После того как мусоровозы заканчивают собирать отходы в городе, они едут на мусоросортировочный завод. Машины с крупногабаритным мусором — сразу на захоронение, а ТКО (твёрдые коммунальные отходы. — Прим. ред.) вываливают в одну кучу на специальную площадку.
Дальше за дело берутся два экскаватора: пока один разравнивает ковшом огромную гору мусора, другой загружает отходы в пакетовскрыватели.
— Теперь все выбрасывают мусор в пакетах, никто не вываливает сразу из ведра, — отметила директор по маркетингу «МАГ групп» Светлана Шестова. — Это специальное оборудование, которое освобождает отходы от пакетов. После этого мусор поднимается по линии автоматической сортировки на пост визуального контроля.
Визуальным контролем на заводе называют ручную сортировку — работники убирают крупные и опасные предметы, которые могут повредить оборудование (матрасы, пальто, доски и т. д.).
Это место — настоящее золотое дно: все интересные находки, будь то книга или нетронутая бутылка шампанского, сотрудники забирают себе.
Затем начинается следующий этап сортировки — от мусора отделяются мелкие органические отходы, например, картофельные ошметки. Все это стекает по автоматической ленте в грузовики и отправляется на захоронение.
— Почти все выкидывают весь мусор в одно ведро. Наша линия настроена так, что оборудование может отбирать какой-то вид отходов очень узко: например, жестянки отдельно, прозрачные ПЭТ-бутылки — отдельно, — рассказала NN.RU Светлана Шестова. — За два года до открытия мы изучили, кто что будет у нас покупать: картон, бумага, алюминий всегда в ходу. А вот стекло некуда продать — ближайший центр переработки находится во Владимире. Если этот комплекс встал примерно в 1 млрд 200 млн рублей, то агрегат по сортировке стекла обошёлся бы нам почти в половину этой суммы — овчинка выделки не стоит. Поэтому мы свозим стекло на захоронение.
Когда остаётся только нужный мусор (который можно переработать и продать), оборудование начинает разделять отходы на пластиковые и не пластиковые. От основной линии есть ответвление на вторую линию, на которой мусор сдувается воздухом из специальной форсунки. Что именно надо перекинуть на другую линию, форсунке сообщают 8 оптических сканеров, отличающих пластик от другого типа мусора (бумага, полиэтилен и др).
— Линия движется со скоростью 2 м/с — человек никогда так не сможет. Это плюс, что мы выбрали автоматическую линию сортировки, — заявила Светлана Шестова.
Весь отсортированный мусор проходит через второй пункт, где работают люди — так называемый контроль качества. Здесь следят, чтобы отходы вновь не смешались друг с другом. После этого мусор попадает в бункеры: 4 маленьких и 8 больших.
Когда створка бункера открывается, определенный вид отходов вываливается на автоматическую линию и проходит через пресс — получается сжатый куб. Спрессованные брикеты складируются в зависимости от типа мусора и затем продаются.
Светлана Шестова подчеркнула, что действующий полигон всё равно конечен — через какое-то время мусор будет некуда девать.
— Поэтому мы проектируем линию компостирования, — рассказала она NN.RU. — Это позволит не отправлять мелкие бытовые отходы на захоронение, а перерабатывать их в материал для засыпки оврагов или строительства дорог. Это значительно сэкономит место на полигоне, поскольку мелочь составляет половину от всего привозимого мусора. Я не могу посчитать, на какое количество лет рассчитан этот полигон, потому что новые технологии постоянно вносят какие-то коррективы и увеличивают срок службы.
Полигон — это сложное инженерное сооружение. Оно нужно для безопасного захоронения отходов — чтобы вредные вещества не проникли в почву и подземные воды. Для этого вырывается котлован и его дно застилается мембраной из полиэтилена высокой плотности. Затем выкладывается дренажная система, кладутся трубы с определенным шагом и ставятся газовыпуски. Когда холм полностью сформирован, его закрывают и рекультивируют — затягивают такой же геомембраной, кладут плодородный слой земли и высаживают траву.
Комплекс под Дзержинском входит в пятёрку крупнейших мусоросортировочных заводов мира. Он способен сортировать до 470 тысяч тонн мусора в год — это примерно треть отходов, которые производит Нижегородская область. Здесь проводятся бесплатные экскурсии, на которые можно записаться, позвонив на завод.
Полный маршрут следования ваших отходов смотрите в нашем видео.
В Нижегородской области мусорная реформа стартовала с 1 января 2019 года. Проверки в первые дни нового года показали, что переход на новую систему вывоза ТКО прошел относительно гладко: жалоб от жителей немного. Однако опрос нижегородцев в конце января показал, что доля тех, кто оценивает мусорную реформу отрицательно, увеличилась с четверти до трети. После этого в начале февраля в Нижнем Новгороде прошёл митинг против мусорной реформы. Но широкой поддержки акция не нашла. На митинг партии «Яблоко» пришло не более 70 человек, да и то с учетом журналистов и сотрудников полиции.