Город летопись 110 лет назад затонул «Титаник». Что писали о кораблекрушении нижегородские газеты и был ли на борту наш земляк

110 лет назад затонул «Титаник». Что писали о кораблекрушении нижегородские газеты и был ли на борту наш земляк

Существует версия, что одним из кассиров гигантского парохода был нижегородский дворянин Михаил Жадовский

Пароход «Титаник» и фото Михаила Жадовского

В холодную апрельскую ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в Северной Атлантике затонул легендарный «Титаник». Всего за несколько часов от гигантского лайнера не осталось и следа. Эта трагедия до сих пор продолжает волновать всю планету — о ней, казалось бы, известно очень много, но и загадок остается не меньше. Мы почитали, что писали об этом нижегородские газеты в 1912 году — со ссылками на другие издания, разумеется, свои спецкоры этой темой не занимались. А еще попытались разобраться — был ли все-таки на борту наш земляк или нет.

Из-за мест дрались и разбивали веслами головы


Во вторник, 3 апреля 1912 года (то есть 16 апреля по новому стилю), газета «Нижегородский листок» публикует короткое сообщение из Лондона:

«Получено известие о гибели парохода «Титаник» у мыса Ресь. «Титаник» наскочил на ледяную глыбу и спустя полчаса затонул. Женщины приняты на спасательные шлюпки».

На следующий день информации становится чуть больше — на этот раз сообщение приходит из Бостона:

«Получено известие, что пароход «Карпатия» идет в Нью-Йорк с 868 пассажирами, спасенными во время гибели «Титаника». Большинство женщины и дети. Опасаются за судьбу остальных пассажиров экипажа».

Подробности катастрофы появляются в СМИ лишь к четвергу.

«…В полночь с «Титаника» было получено известие:

— Тонем.

Моряки предполагают, что «Титаник» встретил на своем пути плоскую льдину, едва заметную на поверхности, которая, как бритва, разрезала его форштевень.

Рассказывают, что во время паники, разыгравшейся на палубе гибнущего парохода, миллионеры предлагали баснословные суммы за место в спасательной лодке. Из-за этих мест дрались, сталкивали друг друга в воду, веслами разбивали головы».

Еще немного деталей сообщали из Нью-Йорка:

«Титаник», шедший со скоростью 20 узлов в час, врезался в ледяную гору с такой силой, что глыбы льда, засыпавшие его палубу, едва не опрокинули судно.

От этого ужасного столкновения лопнули все непроницаемые переборки внутри парохода. Вода наполнила трюм; большая часть спасательных лодок и катеров при столкновении была разбита.

Шлюпки «Титаника»

Выясняется, что в момент катастрофы большинство пассажиров уже спало по своим каютам.

Толчок был неимоверной силы. Многие при этом были ошеломлены и ушиблены так сильно, что не могли даже подняться с койки.

Утверждают, что в ночь катастрофы на море был сильный туман, который затруднил спасание пассажиров, бросившихся прямо в воду».

Некоторые факты, которые сообщали выжившие или свидетели с парохода «Карпатия», прямо противоречили друг другу. Например, в статье от 7 (20) апреля сообщают, что «паники на «Титанике» не было» и что «ночь была чудная, море было совершенно спокойно». Кто-то упоминал, что удар при столкновении с айсбергом был очень силен, другие, напротив, рассказывали, что практически ничего не ощутили. Но это, вероятно, можно объяснить размерами судна — те, кто находился дальше от места удара, не почувствовали всей его мощи.

Продолжали развлечения и занимались гимнастикой


В последующие дни в газетах появлялось всё больше информации о случившейся трагедии. «Нижегородский листок» продолжал их цитировать. К примеру, захватывающее описание событий сразу после столкновения с айсбергом давал один из телеграфистов по фамилии Брайд:

«Я лежал одетым на постели в то время, как мой коллега занимался передачей телеграмм. Вдруг вошел капитан Смит и сказал:

— Мы столкнулись с ледяной горой. Я приказал расследовать размеры повреждения, приготовьтесь, чтобы телеграфировать о подании помощи. Однако не ранее того, как я об этом распоряжусь.

Через 10 минут он растворил дверь и поспешно крикнул:

— Посылайте сигналы о помощи!

С этими словами он ушел, но затем снова вернулся и сказал:

— Пароход поврежден по самой середине.

Толчок был так слаб, что я, лежа на постели, почти не заметил его. Ответы мы получили только с «Карпатии». Мне пришлось всё время передавать депеши капитану, Филипс же спокойно работал дальше. Я успел надеть спасательный жилет и привязать такой же Филипсу, чтобы вместе с ним сесть в последнюю спущенную лодку. В это время снова появился капитан и проговорил:

— Вы исполнили ваши обязанности. Теперь можете пытаться спастись, я даю вам полную свободу. В настоящую минуту каждый заботится только о себе.

В тот момент, как я собирался выйти из каюты, туда ворвался огромного роста кочегар с намерением сорвать спасательный пояс с Филипса. Я видел, что этот человек не собирался умереть честной смертью моряка, поэтому мне ничего не осталось сделать, как пристрелить его. Затем я кинулся через борт и попал в лодку. Филипса я больше уже не видел».

Старший радист Джек Филипс

Пытаясь попасть в лодку, Брайд очутился под кормой перевернутой спасательной шлюпки и с трудом освободился из-под нее. Телеграфист старался как можно дальше отплыть от «Титаника», который тем временем медленно погружался в воду, выпуская тысячи искр из труб.

Со ссылкой на нью-йоркский Reuter’s «Нижегородский листок» приводит речь одного из спасшихся пассажиров — мистера Бислея:

«В четверть одиннадцатого ночи, сидя в своей каюте, я почувствовал легкий толчок. Через минуту произошел другой толчок, настолько слабый, что он ни в ком не возбудил тревоги. Тем не менее машина остановилась. Я поднялся на палубу и вошел в курительную комнату, чтобы узнать, что случилось. Пассажиры спокойно играли в карты; они видели, как пароход прошел мимо ледяной горы и считали, что нет никакой опасности.

Я спустился в каюту, переоделся, как вдруг услышал крики матросов: «Все пассажиры на палубу в спасательных нагрудниках!» Мы надели нагрудники и поднялись наверх, паники не было ни малейшей. Мы считали приказ лишь благоразумной предосторожностью капитана. Судно было совершенно спокойно; ничего, кроме легкого наклона вперед, не замечалось. Через минуту мы увидели, что матросы снимают брезенты с лодок и приготовляют канаты к спуску. Только тогда мы поняли, что дело обстоит серьезнее. Затем послышался приказ капитана: «Мужчины, отойдите от лодок! Дамы, сойти на нижнюю палубу!» Все мужчины отошли от бортов и стояли в полном молчании. Женщины начали садиться в лодки, за исключением нескольких, которые не хотели расстаться с мужьями. Порядок был полный, никто не бросался к лодкам, не было слышно ни плача, ни испуганных криков, о которых всегда говорят при описании кораблекрушений.

Зал для гимнастических упражнений на «Титанике»

Кто-то сказал, что для мужчин спускают лодку на другой стороне судна, и все отправились туда. Я остался на месте, и матрос спросил меня: «Нет женщин на вашей палубе?» — «Нет», — ответил я. — «Тогда прыгайте поскорее в лодку».

Спустившись на воду, мы быстро отплыли от парохода. Была светлая звездная ночь. Море усеяно обломками льда, вода чрезвычайно холодная. «Титаник» казался огромной черной массой, прорезанной яркими пятнами окон. К двум часам мы заметили, что его передняя часть стала быстро опускаться, так что палуба на носу касалась воды. Затем «Титаник» сразу стал в вертикальное положение, кормою, торчавшею вверх, как башня, высотой сажен в 30, и в таком положении оставался около пяти минут. В этот момент все огни сразу погасли и раздался грохот, который можно было слышать на много верст вокруг. Это машины и котлы соскользнули вниз. Мы не могли оторвать глаз от этой черной башни, медленно погружавшейся в воду.

Когда судно скрылось, до нас долетел потрясающий крик — крик нескольких сот человек, которые упали в ледяную воду и звали на помощь… Но мы не могли приблизиться к ним — погружающийся на дно «Титаник» мог засосать нас под воду».

По данным СМИ, комиссия по расследованию катастрофы выяснила, что многие пассажиры даже спустя полтора часа после столкновения со льдиной считали положение «Титаника» настолько безопасным, что предпочитали оставаться на корабле, чем садиться в лодки. Один из лакеев, служивших в салоне, передает, что после толчка многие пассажиры спокойно отправились в свои каюты спать. Три четверти часа после столкновения со льдиной в салоне можно было видеть пассажиров, которые спокойно продолжали развлечения, а в гимнастическом зале многие упражнялись на аппаратах.

Спустя несколько дней после катастрофы обломки «Титаника» встретил пароход «Бремен». Одна из пассажирок судна рассказала журналистам об увиденном:

— Мы увидали ледяную гору, блестевшую под солнечными лучами. По мере того, как мы приближались к ней, стало нам казаться, что море покрыто черными точками; затем мы прошли мимо массы обломков. Мы могли различить трупы мужчин, женщин и детей. Одна женщина в ночной рубашке прижала к груди ребенка; другая, совершенно одетая, держала длинношерстную собачку. Три утопленника плыли, схватившись за один и тот же стул; далее человек двенадцать, снабженных спасательными поясами, застыли в предсмертном объятии. При виде этого ужасного зрелища многие из женщин упали в обморок; другие заперлись в каютах, чтобы ничего не видеть. Все плакали.

Кассир из Нижнего Новгорода


Сообщения о том, что на борту «Титаника» были и русские, стали появляться в газетах через несколько дней после катастрофы. 9 (22) апреля 1912 года «Петербургская газета» писала:

«На «Титанике» погиб русский — Жадовский.

В числе русских пассажиров, бывших на «Титанике», погиб Михаил Михайлович Жадовский, отставной капитан 4-го стрелкового батальона Имперской фамилии. Покойный принадлежал к дворянам нижегородской губернии, женат на Миклашевской, родной сестре гофмейстера М. И. Миклашевского.

Покойный имел много родных среди великосветского общества в Петербурге».

Михаил Жадовский якобы служил старшим кассиром «Титаника», и ему по правилам полагалась шлюпка. Однако, вручив ценности и бумаги боцману, Жадовский уступил свое место даме — француженке Жозефине де ля Тур.

Историю мужчины рассказал нижегородский историк и краевед Станислав Смирнов.

— Француженка, занявшая в шлюпке место судового кассира, вскоре написала в Петербург семье Жадовского. Тот, по ее словам, до последнего помогал спасать женщин и детей. Последнюю шлюпку он проводил взглядом, в котором не было ни страха, ни отчаяния. И курил трубку. Скорее всего, Михаил Жадовский чувствовал себя не героем, а мужчиной, не способным изменить кодексу чести русского офицера, — считает Станислав Смирнов.

Фото Михаила Жадовского, опубликованное в «Петербургской газете»

Другое мнение относительно этой истории высказывает биограф семьи Жадовских Николай Кульбака.

— Есть же генеалогические источники, данные офицерских списков, списки судимых и ряд других источников — давайте смотреть по ним. Что нам известно: Михаил Жадовский родился в 1856 году, с 1876 года поступил прапорщиком в лейб-гвардии 4-й Стрелковый Императорской фамилии батальон, участвовал в русско-турецкой войне 1877–1878 годов. В 1878 году был уволен в отставку капитаном. В 1891–1892 годах Михаил Жадовский служил земским начальником в Казанской губернии. На него там имелось немало жалоб, а в 1902 году он был заключен в тюрьму с лишением всех присвоенных прав и преимуществ, — рассказал NN.RU Николай Кульбака.

Таким образом, к 1912 году Михаил Жадовский — отставной капитан, уже не дворянин, а мещанин по решению суда. К тому же обнищавший, судя по тому, что свою супругу, Анастасию Миклашевскую, он помещает в приют.

— И тут начинаются натяжки. Он должен, во-первых, уехать за границу, во-вторых, войти в круг богатых людей, и в-третьих, понравиться миллионеру, причем так, чтобы он дал ему должность кассира. Почему именно кассира? Он к деньгам никогда не имел отношения, — недоумевает Николай Кульбака.

По словам исследователя, окончательно для него всё стало ясно, когда он обнаружил в газете «Вечернее время» за 1914 год заметку под названием «Жертвы войны». В ней сообщается следующее:

«На шестидесятом году от рождения смертью героя пал в бою капитан гвардии Михаил Михайлович Жадовский. Задолго до начала настоящей войны покойный оставил военную службу и поселился в Гродненской губернии. В июле при начале мобилизации нашей армии М. М. Жадовский всех четырех своих сыновей, а затем и сам вернулся прежним чином в армию.

В последнем бою капитан Жадовский бросился с горстью солдат, чтобы овладеть неприятельским пулеметом, но как затем передали очевидцы, в ту минуту, когда старый герой положил руку на пулемет, он был сражен несколькими пулями.

После капитана Жадовского осталась вдова рожденная Миклашевская, и четыре сына в действующей армии».

— То есть наш «утопленник» воскрес, чтобы через два года снова геройски погибнуть на поле битвы. Единственная правдоподобная версия такого «воскрешения» состоит в том, что автором всех заметок о героическом капитане Жадовском был сам отставной капитан. Забытый и разжалованный, он, видимо, мечтал о героической смерти, чтобы смыть позор разорения и суда, — считает Николай Кульбака.

Еще одна важная деталь — в официальных списках погибших и выживших пассажиров «Титаника» и членов его команды нет ни Михаила Жадовского, ни Жозефины де ля Тур.

— Аргумент, что Жадовского не было на «Титанике» потому, что в списках пассажиров и команды парохода нет ни его имени, ни имени француженки де ля Тур, не выдерживает никакой критики, потому что полных списков «Титаника» до сих пор не существует, — парирует на это Станислав Смирнов.

Потомки Михаила Жадовского до сих пор живут в Санкт-Петербурге. И у них есть своя версия случившегося.

— Михаил Жадовский не был главным кассиром, он просто перевозил крупную сумму денег по заданию одного богатого клиента. Эти средства он должен был передать какому-то человеку в Америке. Северные мужики, они такие: если какая-то беда, то они на себя ее примут. Рискнуть собой ради другого — это характер нашей семьи. А правда эта история или нет, я точно не могу сказать, — приводила «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге» слова Евгении Жадовской, внучки двоюродного брата Михаила.

Мемориал «Титаник» в Вашингтоне

Кстати, утверждение, что имя героя высечено на памятнике жертвам катастрофы, воздвигнутом в Вашингтоне стараниями женщин, которым в ту ночь удалось спастись, тоже вызывает вопросы. Мемориал «Титаника» на берегу канала Вашингтона можно рассмотреть на картах Google — и там нет никаких списков имен, а есть лишь табличка с надписью: «Для храбрых мужчин, кто погиб в крушении «Титаника» 15 апреля 1912 года. Они отдали свои жизни, чтобы женщины и дети могли сохранить свои. Воздвигнутая женщинами Америки к молодым и старым, бедным и богатым, невеждам и ученым, все, кто благородно отдал свои жизни, чтобы спасти женщин и детей».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления