Город летопись «Муравьевская дылда» и Триумфальная арка: ныне не существующие места и строения в Нижнем Новгороде

«Муравьевская дылда» и Триумфальная арка: ныне не существующие места и строения в Нижнем Новгороде

Многие объекты были построены перед Всероссийской выставкой 1896 года

Триумфальная арка близ Московского вокзала
Источник:

За 800 лет в Нижнем Новгороде было построено много значимых и красивых сооружений. Часть из них навсегда утеряна, и воспоминания о них остались лишь в истории. Оказывается, когда-то у столицы Поволжья была собственная Триумфальная арка, а еще огромные часы напротив ярмарки, время на которых никто не видел. Мы собрали истории нескольких мест и строений, которые раньше существовали в Нижнем Новгороде, но со временем были снесены или перестроены.

Павильоны всероссийской выставки 1896 года

Павильоны на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки
Источник:

Всероссийская торгово-промышленная и художественная выставка 1896 года стала огромным событием в жизни империи, к ее организации были привлечены лучшие люди страны, а профинансировал ее сам Николай II. Мероприятие впервые проводили не в столице. На площади 800 тысяч квадратов были построены сотни павильонов, которые представляли основные достижения развития экономики, промышленности, архитектуры и других отраслей. Выставка проходила на территории нынешнего Парка 1 Мая в Канавинском районе. Сейчас об историческом событии напоминает лишь пруд, сохранившийся до наших времен.

Подготовка к мероприятию была масштабная и значительно повлияла на дальнейшее развитие Нижнего Новгорода. Так, в ожидании приезда императора Николая II с семьей в городе был пущен первый в России электрический трамвай, устроены фуникулеры — подъемники, доставлявшие пассажиров с нижней части города в верхнюю, построены здания городского драматического театра, окружного суда, гостиницы.

Выставочный городок решено было устроить на пустыре за Кунавинской слободой, близ железной дороги и Московского вокзала. Всего было построено 172 павильона. Строительством сооружений в различных стилях занимались лучше архитекторы и инженеры страны.

Муравьевская башня

Вдалеке на возвышенности стоит знаменитая башня с часами. По задумке, время должно было быть видно на другом берегу Оки
Источник:

В дореволюционной России XIX века карманные часы были в основном у банкиров и купцов. Часами гордились, передавали по наследству, но приобрести такую диковинку могли далеко не все. Решить проблему и помочь каждому нижегородцу вызвался губернатор Александр Муравьев, который предложил построить на Гребешке напротив Ярмарки высокую башню с часами. По задумке чиновника, посетители Нижегородской ярмарки — одного из главных мест того времени — могли узнавать время, посмотрев на противоположный берег.

Для ее возведения был организован особый строительный комитет. По некоторым из версий, на постройку часов военный губернатор собрал с каждой лавки на Нижегородской ярмарке подать в десять рублей. Так, на правом берегу Оки появилась башня с циферблатом и трехметровыми стрелками. Несмотря на благие намерения, гости ярмарки не могли разобрать, какое время показывают часы на другом берегу.

Современники сразу же дали башне прозвище «Вавилонский столб» и «Муравьевская дылда». Со временем башня покосилась, а в 1897 году ее разобрали.

Фуникулеры

Так выглядел кремлевский фуникулер в дореволюционные годы. Его засыпали после появления трамвайных путей
Источник:

В дореволюционном Нижнем Новгороде работало два фуникулера, которые в то время называли элеваторами. Они были построены в рамках подготовки к Всероссийской промышленной и художественной выставке в 1896 году.

Один из них проходил от подножия церкви Иоанна Предтечи до станции внутри Кремля возле Часовой башни. Он просуществовал до 1926 года. К тому времени вдоль Зеленского съезда и Лыковой дамбы появились трамвайные пути, и необходимость в фуникулере отпала и тоннель засыпали. Однако несколько лет назад местные власти решили восстановить фуникулер. Планируется, что подъемник достроят в конце этого года, но не исключено, что работы затянутся.

Линия второго фуникулера проходила вдоль Похвалинского съезда и имела две станции. Нижняя станция находилась у начала Плашкоутного моста, на место которого сейчас построен Канавинский мост. Верхняя станция располагалась на Гремячей горе — примерно там, где сейчас находится отель Azimut между набережной Федоровского и Гребешковом откосе. Элеватор убрали в 1927 году при реконструкции Похвалинского съезда.

Триумфальная арка

Арку построили специально к приезду императора Николая II
Источник:

Всероссийскую выставку также должен был посетить император Николай II. Специально к его приезду в 1896 году недалеко от Московского вокзала построили Триумфальную арку. Верхушку в стиле XVII века украшали бойницы и золотые башни. В честь приезда высоких гостей на одной из башен подняли штандарт царской семьи.

До наших дней арка не сохранилась. Ходят слухи, что ее сломали после свержения царской власти в 1917 году. Однако век спустя активисты предложили восстановить сооружение к чемпионату мира в 2018 году. Но, как рассказали архитекторы, подлинные чертежи арки утеряны, а восстановить ее по фото — задача невозможная.

Царская баржа

И баржа появилась в Нижнем Новгороде в связи с приездом важных гостей
Источник:

Дебаркадеры и пристани для обслуживания Нижегородской ярмарки появились в районе нынешнего Речного вокзала еще в XIX веке, а в 1896 году, к прибытию императора Николая II с семьей на XVI Всероссийскую промышленную и художественную выставку, была построена царская баржа (также ее называли Казенной пристанью). Она же использовалась для обслуживания судов Добровольного флота — морского судоходного общества, основанного на добровольные пожертвования в 1878 году.

Река Почаина

Лыкова дамба 1900–1910
Источник:

Река Почайна много веков подряд протекала около стен Нижегородского кремля, в том месте, где сейчас находится Зеленский съезд. Из нее жители крепости брали воду. В XIX веке река была заключена в коллектор, а для предотвращения оползней через овраг была построена дамба, соединившая центр города и Започаинье.

В 2016 году застройщик жилого комплекса «Сердце Нижнего» разработал проект засыпки оврага и сдвига коллекторов, в которые заключена Почайна. От плана по строительству ЖК в итоге отказались, однако два года назад местные власти заговорили о проекте террасного парка с точечной застрой в овраге и подземным пешеходным переходом. В апреле была объявлена госзакупка на разработку проектной документации.

Плашкоутный мост

В 1930-м вместо наплавного моста появился постоянный — Канавинский
Источник:

В 1817 году после того, как ярмарку, проходившую у стен Макарьевского монастыря, перенесли в Нижний Новгород необходимо было решить вопрос с доступностью места. Для этого ежегодно наводился плашкоутный мост с деревянным настилом. По мосту ходил самый первый российский трамвай. При этом проезд и проход на другую сторону реки был платным. По ночам мост разводили для пропуска кораблей и барж, а на зиму разбирали.

В 1930 году был построен современный Канавинский мост — первое капитальное сооружение через реку в Нижнем Новгороде. Движение по нему пустили через три года после строительства.

Станция метро «Ярмарка»

Пока неизвестно, будут ли достраивать эту станцию
Источник:

Строительство перегона станции «Московская» до станции «Ярмарка» началось в 1993 году, однако через несколько лет работы приостановили. В 2018 году перед чемпионатом мира по футболу открылась станция «Стрелка» возле стадиона «Нижний Новгород», а станция в районе Нижегородской ярмарки так и осталась в проекте. В прошлом году местные власти рассказали, что станция учтена в проекте развития метро Нижнего Новгорода, но точных сроков по строительству до сих пор нет. Приоритетным остается продление метро на площадь Сенную и в Сормово, а «Ярмарка» так и остается «станцией-призраком».

Острожный пруд

Острожный пруд, 1870–1889
Источник:

Одна из центральных площадей города — площадь Свободы — в прошлом носила прямо противоположное по смыслу название. Тогда она называлась Острожной. В этом же месте в районе выхода на улицу Варварскую находился пруд. Его засыпали только в начале XX века, и после этого площадь была расширена за счет включения в нее части Напольно-Замковой улицы и возведения здания Народного дома (нынешний оперный театр) и Винных государственных складов.

Черный пруд

Черный пруд, 1885–1917
Источник:

Еще один водоем в центре города находился на пересечении улиц Ошарской и Осыпной (нынешней Пискунова). Пруд называли Черным или Поганым, потому что он служил местом стока поверхностных вод с прилегающей водосборной территории. В 1831 году купец Медовиков за свой счет вычистил пруд и разбил вокруг него сад. В середине пруда был установлен плавучий храм, освещавшийся китайскими фонарями, освещены также были и аллеи, и берега пруда. Летом здесь работала лодочная станция, а зимой горожане катались на коньках. Но к началу XX века пруд снова загрязнился и стал рассадником зловония и комаров, поэтому было принято решение откачать всю воду и засыпать пруд.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
16
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления