«Красный просвещенец» — исторический квартал в центре Нижнего. Место жизни не одного поколения городской интеллигенции. Уже более года власти планируют включить его в программу по «развитию территорий». Жители считают, что это приведет к полному уничтожению места с вековой историей.
Вчера прошло итоговое голосование по программе. Пока жители напряженно ждут результатов, корреспондент NN.RU прогулялся по кварталу, поговорил с жильцами и попытался разобраться, чем пугает новая схема по реновации, которую хотят опробовать на «Красном просвещенце».
Прогулка в город-сад
Идешь по городу и натыкаешься на плотное плетение ветвей, строгие по форме дощатые домики с огромными окнами и застекленными верандами. Много кустарников. Много пространства. Уже как будто не город, а забытый дачный поселок вековой давности.
На дощатых воротах синим выведено «Красный просвещенец». Поодаль на серой коробке гаража граффити: «Что здесь будет вечно?». Кормушка с пухлым голубем соседствует с птицей неизвестной породы из папье-маше на веревке. Квартал последние годы стал местом творчества городских художников и экскурсионной площадкой.
— В строительстве «Красного просвещенца» принимал участие мой прадед. И еще один из его сыновей. На этой земле с 1929 года живут мои близкие, кровные родственники, — рассказывает жительница этих мест Галина Кравченко.
Ее прадед Дмитрий Брянцев. До революции он был ректором духовной семинарии в Риге. После работал в школе рабочей молодежи в Нижнем. Учил взрослых пролетариев читать и писать. Галина Кравченко пошла по семейной линии — она тоже учитель, доцент института биологии и медицины ННГУ.
Пару лет назад нижегородское правительство предложило полностью снести «Просвещенца» вместе с соседним кварталом. Всего 23 дома. А вместо них построить 15 высоток — от 8 до 14 этажей. Тогда жители выступили против. Вопрос отложился на некоторое время. Теперь чиновники снова к нему вернулись.
Вечером 31 января состоялось очередное собрание жильцов. На нем еще раз заслушали возражения жителей и провели голосование. Его итоги огласят позднее. Они должны решить судьбу «Просвещенца».
«Как будто сто лет мы здесь не жили»
Квартал застраивался в 20-е годы. Жилья в городе тогда резко не хватало. На одного нижегородца приходилось в среднем шесть квадратов. Власти решали эту проблему за счет привлечения частных средств. Так появился первый в городе строительный кооператив «Объединение». Он состоял из учителей, экономистов, чиновников, рабочих. Одним из его членов был прадед Галины.
То, какими быть домам в будущем «Просвещенце», решалось на всесоюзном конкурсе архитекторов. Было прислано 84 проекта дома и 39 — будущего поселка. С 1926 по 1928 год по чертежам победителей будут построены 16 зданий — 14 деревянных и два кирпичных. Квартал станет воплощением идеи города-сада за счет обширных придомовых территорий с жасмином, кустами малины, вишни. В квартале появятся футбольные и волейбольные площадки, детские мастерские, каток и библиотека.
— Под каждое домовладение приходилось в среднем 2,1 тыс. квадратов. В 2010 году появилась лазейка и администрация региона сделала запрос на межевание территории. Как будто нас здесь нет, как будто сто лет мы здесь не жили, — жалуется Галина.
В ходе межевания часть примыкающей к зданиям территории была отрезана. А часть «красных линий», судя по кадастровым картам, прошли прямо по жилым домам. Также кадастровая стоимость земли за последние десять лет по непонятным для жителей причинам в квартале снижалась.
В «Просвещенце» селились семьи нижегородских врачей, писателей, архитекторов, ученых. Здесь провел детство народный артист РСФСР Леонид Кулагин. Жили выдающийся хирург Михаил Колокольцев, изобретатель отечественного дерматома — инструмента для пересадки кожи — горьковед и писатель Александр Сигорский и много кто еще. Летом 2022 года «Красному просвещенцу» был присвоен статус выявленного ОКН. Это первый этап в признании его объектом культурного наследия.
«Программа вызывает недоумение»
Застроить «Просвещенец» хотят путем включения квартала в программу комплексного развития территорий (КРТ). Это новая схема реновации, позволяющая сносить не только аварийки, но и дома, чинить которые слишком дорого для бюджета. При этом делать это в пределах целых улиц и кварталов. Формально окончательное решение остается за жителями: для включения в программу нужно получить 2/3 голосов на собрании собственников. Нижний в 2021 году стал одной из пилотных площадок для внедрения схемы.
В Питере закон о КРТ уже вызвал массовое возмущение жителей хрущевок. Их дома, согласно постановлению местных чиновников, формально подпадали под КРТ. Всего 2356 зданий с 650 тысячами человек. После волны жалоб губернатор Александр Беглов предложил заморозить действие закона до 2024 года.
В Нижнем, согласно постановлению правительства, под реновацию тоже подпадают многоквартирные дома, построенные до 1977 года. Правда, отдельно прописываются категории: деревянные бараки, пятиэтажки с деревянными перекрытиями, так называемые народные стройки, малоэтажки с износом от 70%. В программу КРТ могут также включать и земли с объектами культуры. Но в таком случае они защищаются отдельным законом.
— Эта программа КРТ вызывает страх, недоумение, — говорит Лев Чайкин, житель «Просвещенца». — Застройщик в тендере скупит территорию, которая уже проголосовала за КРТ. В конце концов, закон будет на его стороне. Он просто придет с судебными приставами и скажет: «Выметайтесь».
По правилам, расселяемые по программе жители могут получить аналогичное жилье в черте города. Но многие жильцы не хотят уезжать из центра города. Тем более пока им не предлагают конкретных альтернатив. Другой вариант — компенсация. Она состоит из рыночной цены за жилье, стоимости земельного участка и понесенных затрат. Правда, она не предусмотрена для семей с детьми и недееспособными гражданами. Для них — только переезд в предложенную квартиру.
В целом в Нижнем под реновацию, согласно GIPERNN, планируют отдать более 1500 гектаров. Среди прочих это земли около Сенной площади, три квартала в Сормове, улица Бурнаковская, Черниговская набережная и «Красный просвещенец». В развитие 26 площадок готовы вложить 164,7 млрд рублей.
«Давно пора сносить эти бараки»
— Мое личное мнение — давно пора сносить эти бараки. У нас до недавнего времени не было даже туалета. Нет ванны, горячей воды, у соседей нет батарей. Всё в ужасающем состоянии, — говорит Елена Богачева, жительница одного из домов на Невзоровых.
Последний раз дома в квартале реконструировали в начале 60-х годов. Был проведен газ, разобраны печи в ряде квартир, а на их место поставлены ванны. Тогда же примерно был построен детский сад «Солнышко». Его сейчас тоже собираются снести.
Мнения жителей о судьбе «Просвещенца» разнятся. Как и качество квартир. У некоторых — слои плесени на стенах и подгнивший пол. Другие сами приводят жилье в порядок, делают дизайнерский ремонт или воюют с ДУКом.
— Я бы хотела, чтобы тех, кто хочет уехать, расселили по договоренности. Тех, кто хочет остаться, не трогали. Но и не вредили ничегонеделанием, как это сейчас происходит в плане обслуживания дома, — говорит жительница «Просвещенца» Ирина.
Жительница Елена Макарова живет в «Просвещенце» 28 лет. Это место выбрала еще ее мама Эльза Гудиленкова, она была директором литературного музея им. Горького.
— Как будто территория эта — просто голое поле. А где социальное решение городских вопросов? Мы говорим о городе с 800-летней историей, одна восьмая которой здесь запечатлена. И сюда люди едут и интересуются. Это общее достояние. И достояние потомков, и память о предках, — говорит Елена Макарова.
Что предложили жители
— На самом деле, это никакое не развитие, а тотальный снос. Сами понимаете, что улица Белинского превратится в каменный коридор. При этом она не будет расширена. Там мешают капитальные дома. Она останется такой же ширины. Это еще на транспортной системе скажется. Коллапс будет транспортный, дополнительный к тому, что есть уже, — говорит жительница «Просвещенца» Ирина Агафонова.
Она представитель династии нижегородских архитекторов. Ее дед Леонид Агафонов проектировал здание Георгиевского училища (сейчас лицей № 38), опытные дома на Большой Печерской. Он же руководил строительством «Просвещенца». Отца Ирины Агафоновой называют человеком, сохранившим нижегородский кремль. В 30-е годы часть средневековой крепости власти собирались снести, чтобы расширить площадь Минина и Пожарского (тогда она называлась Советской). Святослав Агафонов выступил открыто против такой инициативы. Позже, в 1949 году, под его руководством начнется реставрация кремля.
Теперь его дочь вместе с другими жителями «Просвещенца» доказывает культурную значимость квартала и предлагает варианты его сохранения. С ее точки зрения, квартал может стать «достопримечательным местом» (категория ОКН). Площадка воплощает концепцию «города-сада» начала прошлого века. Других таких в Нижнем не сохранилось. Сами дома — пример протоконструктивизма.
— Казалось бы, что дома простые такие, и, может, не очень презентабельные. Но если их покрасить, то они окажутся красивыми. У них хорошие пропорции. Они хорошо запроектированы. Они все имеют террасы. Такая очень человеческая структура.
Вместе с жителями и архитектурными организациями «Этнос» и «СинАрхия» она подготовила свой проект развития территории. Согласно нему, все дома «Красного просвещенца» сохраняются. А в районе улиц Тверской-Генкиной появятся многоэтажки.
— Там находятся и бараки, немного более поздняя застройка и другого качества. И те люди, которые там живут, они в большинстве своем хотят выехать. И это понятно, на самом деле там условия нехорошие. Но из-за их расселения нельзя же лишать нормальных условий жизни других людей, — поясняет Ирина Агафонова.
Сам квартал, согласно проекту, нужно благоустроить. В нем должны появиться спортивные площадки, дом творчества, коворкинги и павильоны.
Еще один проект разработала московская STUDIO-TA Тиграна Бадаляна. Он предполагает частичную застройку «Просвещенца» многоэтажками с сохранением исторических зданий.
«Они продавливают только один проект. Свой»
Год назад ряд жителей «Просвещенца» уже высказались против тотальной застройки. Тогда чиновники предложили разработать альтернативу.
— Наш проект имел и экономическую составляющую, и техническую составляющую. Но власти нас слышать не хотели. Они продавливают только один проект. Свой, — говорит Галина Кравченко.
В конце мая нижегородский Минград вновь пригласил жителей на обсуждение планов по развитию их территории. Однако ближе к собранию жители узнали, что будет вновь обсуждаться проект по тотальной застройке.
К сожалению, NN.RU не смог оперативно получить ответ от правительства, почему были отклонены другие проекты.
Голосование по проекту «развития территории» прошло вчера вечером. Теперь жители с тревогой ожидают оглашения результатов и окончательного решения властей.