Нижегородка Марина Плеханова заняла 1 место на чемпионате по атлетической йоге в Москве, и теперь будет представлять Россию на чемпионате мира по йога-спорту. Соревнования пройдут в Пекине 1 декабря. Мы перед ее отъездом поговорили с Мариной о йоге и восхитились тем, какие асаны (позы) она выполняет. Спорим, вас гибкость нижегородки тоже удивит?
— Я начала практиковать йогу 9 лет назад из-за проблем с позвоночником. Многие приходят в йогу, именно когда начинаются проблемы со здоровьем. Я начала с классической хатха-йоги, с самых простых движений, чтобы просто научиться чувствовать свое тело. До этого с 4 лет занималась танцами, бальными, эстрадными, работала go-go в ночных клубах, на подтанцовках. Но спорт часто не лечит, а калечит. Потом, когда начала осознанно заниматься йогой, узнавала разные направления, искала то, что подходит именно мне. Теперь я танцую на коврике, а не на сцене.
Сейчас Марина преподает в студии «Горячей йоги» в Нижнем Новгороде, где занятия проходят в специальном зале, разогретом до +40 ºС, и при влажности в помещении — 40%. А также практикует Аштанга Виньяса йогу, это древняя традиция, которую преподают на юге Индии. Сама Марина преподает около 7 лет.
Мы попросили Марину показать самые сложные асаны.
— Не люблю словосочетание «сложные асаны». Для каждого они свои. Кому-то сложно на одной ноге стоять, а кому-то — на руках. Мы стараемся не употреблять это слово, потому что оно вызывает психологический барьер. Мы говорим, что асана пока просто недоступна. Пройдет время, тело трансформируется, и она станет возможной, если есть такая задача. Первоисточники по йоге говорят, что нам достаточно 10–12 асан, чтобы быть здоровыми, просто для каждого человека они свои.
Как только Марина принимает первое «сумасшедшее» положение, вопрос напрашивается сам собой: неужели она считает, что так может любой человек и это не чудеса гибкости?
— Гибкость у меня от природы. Генетика, конечно, имеет значение. Я благодарна природе за это. Но йога дала мне больше силы. Это заблуждение, что йога — о гибкости. У меня ушла гибкость и появился баланс между гибкостью и силой. Не каждый гимнаст сможет выстоять в асане, — объясняет Марина. — Практикуя йогу, ты идешь от тела к духу. Когда телу становится комфортно в асане, ты начинаешь идти глубже, следить за дыханием. Акцент с тела переходит на дыхание. Асана становится естественным положением, и ты начинаешь просто пребывать в этой позе. Конечно, одному телу нужно две недели, чтобы сесть на шпагат, другому — два года. Один человек посмотрел мои видео и сказал: «Ну, не могу сказать, что ты очень гибкая». Так что всё познается в сравнении.
Сейчас йога — одно из самых популярных занятий, в Нижнем Новгороде открываются все новые школы, от количества направлений глаза разбегаются — воздушная, горячая, парная йога... В мире, как нас просветила Марина, есть и совсем «экзотические» направления — пивная йога и винная. Но занятия, на которых люди сочетают асаны с распитием спиртного, конечно, полезными для здоровья не назовешь. Находчивые «учителя» просто пользуются популярностью йоги.
— Для меня йога — это вообще не фитнес. Сейчас многие занимаются только телом, так называемой внешней практикой, и забывают, что йога — это целая философия, наука. Не все уходят глубже, но и то, что многие занимаются йогой как фитнесом — тоже хорошо. Что же в этом плохого? Люди занимаются своим телом, весом. Может, им и не нужно вдаваться в подробности. Для меня йога — это духовная практика. Меньше тела, больше внутренней работы, — рассказывает Марина. — Самая сложная асана для меня — жизнь. В зале, когда тебе учитель дает инструкции — все просто, а когда ты выходишь в жизнь — становится сложно. Ты начинаешь расплескивать «состояние йоги» — этот баланс, единение с собой, постоянное наблюдение за словом и за действием. Все мы подпадаем под влияние социума, включаем эмоции, порой злые. Все то, от чего мы чаще теряем энергию, чем получаем. Для меня сохранить состояние, которое приобрела на коврике, — настоящий труд. Йога — мой допинг, заправочная станция.
Марина и раньше участвовала в соревнованиях по йоге. В 2016 году она заняла второе место на чемпионате России.
— Для меня участие в чемпионате — способ привлечь людей к здоровому образу жизни. Мы демонстрируем здоровое тело и дух. У меня нет задачи занять первое место, показать, что я спортсменка. Я готовлюсь так: просто прихожу на занятия, встаю на коврик со всеми остальными. Сказать, что готовлюсь как олимпийская чемпионка — не могу. Это не о йоге, тогда теряется состояние йоги.