Сегодня губернатору Нижегородской области Глебу Никитину исполняется 47 лет. В эксклюзивном интервью NN.RU глава региона рассказал о своих музыкальных, театральных, литературных и кинопредпочтениях — обо всём, что формировало его как личность и продолжает оказывать влияние и по сей день. Вектор беседы нам задал тот факт, что в 2024 году Нижний Новгород несет звание культурной столицы России.
— Глеб Сергеевич, какую музыку вы слушаете? Разделяет ли увлечение семья? Ваши плейлисты в чем-то сходятся или полностью расходятся?
— Очень разную. Если с отрывом от жанра, то в первую очередь люблю советских композиторов: Мокроусова, Петрова, Тухманова, Фрадкина, Пахмутову, Артемьева, Таривердиева. Люблю и хороший рок — зарубежный и отечественный. Для спорта могу использовать танцевальную, поп-музыку, даже хип-хоп и рэп. Люблю и песни под гитару, Розенбаума, Митяева, Визбора, Высоцкого. Из зарубежных — это Шарль Азнавур, Джо Дассен, Мирей Матье, Эдит Пиаф. Вообще, талант творит шедевры в любом жанре.
Семья тоже любит хорошую музыку, без жесткой привязки к жанру. Наши предпочтения сильно пересекаются. Но есть и индивидуальные особенности, конечно.
Слушаю музыку в том числе тех, чьи ценности могут разниться с моими. Хочу отметить, что оцениваю творчество без привязки к политическим заявлениям и мировоззрению авторов. Вообще, талант певца или композитора, данный от Бога, совершенно не гарантирует ни наличия у человека глубоких знаний истории, ни способностей к аналитике и даже к сопереживанию. Удивляет, что некоторые воспринимают исполнителей с великолепным слухом и голосом моральными авторитетами. Для этого, я считаю, нужно совершенно другое.
— Ваш любимый театральный жанр — комедия, драма или, может быть, что-то современное — иммерсивный театр, например? Какие спектакли в последнее время вас сильно впечатлили? Любите ли балет?
— В театре больше всего люблю оперу и балет. Иммерсивные и современные работы также могут сильно впечатлить. Например, «Страсти по Мартену» 2018 года в Выксе. Вообще, всё, что делается в качестве культурных знаковых событий в рамках «Выкса-фестиваля», впечатляет и восхищает.
Если драматический театр — то, скорее, драмы, синтетические произведения, театральные эксперименты. Из последнего — я в восторге от сценической фантазии Виктора Крамера «Не покидай свою планету» с Константином Хабенским и Юрием Башметом.
Комедии как-то не особенно люблю. Ни в кино, ни в театре.
— С кем из звезд культуры вы дружите — и по работе, и просто по-человечески? Кто стал авторитетом для вас?
— Авторитеты для меня — ученые и писатели, а также профессионалы в своем деле — это и учителя, и промышленники, и руководители в своих сферах. Подвижники своего дела. Многие из них — просто герои. Например, Валентин Ефимович Костюков, который недавно отметил свое 75-летие. Герой России, и абсолютно заслуженно! Ученый, руководитель, трудоголик и пример служения. Вот он — реально ролевая модель. Или наш митрополит владыка Георгий. Это же не просто священнослужитель и пастырь. Это профи с одной стороны и подвижник в работе — с другой. В том числе во многом, и в чисто светском измерении. Сколько образовательных проектов реализовано, гимназий, детских садов построено, сколько благоустроительных и культурных мероприятий осуществлено только на основе его энергии и энтузиазма! Я уж не говорю про храмы и работу приходов. И вот он при этом постоянно в размышлениях, в поиске. С ним интересно говорить, слушать его точку зрения.
То есть авторитеты для меня — люди образованные и глубокие. В том числе и люди, склонные к продуманному обоснованному рассудительному нонконформизму, к формированию собственной обоснованной позиции. С такими я могу даже не соглашаться, но они останутся при этом авторитетами.
Такие, конечно, могут встречаться и среди певцов и актеров. Не хочу никого обидеть, но… Творческий талант, к сожалению, очень часто идет рука об руку с депрессией, фанатизмом, сложным характером, позерством, неустойчивостью. И часто его раскрытие предполагает какие-то жертвы, в частности отсутствие возможности получения нормального общего образования. Но это не мешает мне ими восхищаться в их профессии.
А примеры людей творческих, с которыми знаком, с кем общаюсь и которых уважаю, — Никита Михалков, Михаил Пореченков, Николай Свечин, Борис Эйфман, Валерий Гергиев. Захар Прилепин — действительно человек глубоко образованный и разбирающийся профессионально в литературе, в истории. Илья Авербух — пример человека, который из спортсмена смог стать настоящим художником и успешным импресарио. Это тоже требует сильнейшего погружения в профессию, знания множества тонкостей, деталей, в том числе технических, и вызывает уважение способность так вырасти на новом для себя поприще. То же самое можно сказать про Алексея Немова, Татьяну Навку. Всех перечислять не буду, а то всё равно кого-нибудь забуду, буду расстраиваться потом.
— Какие книги и фильмы оказали влияние на формирование вашей личности?
— Личность формирует культурный контекст в целом, а не отдельные фильмы или книги. Мое поколение воспитывалось, с одной стороны, на советском наследии. Кино — это «Семнадцать мгновений весны», «Судьба человека», «А зори здесь тихие», «Проверки на дорогах», «Место встречи изменить нельзя», «Жестокий романс», «Дети капитана Гранта», «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера», «Кортик» и «Бронзовая птица» и многое-многое другое. Даже вроде бы не мужской и не детский фильм «Однажды двадцать лет спустя» — про мать-героиню, с Гундаревой в главной роли, смотрел еще в детстве, пересматривал потом и слезы глотаю почти всегда.
Из книг — «Два капитана» Каверина, произведения Валентина Пикуля, Василия Яна, Алексея Толстого. Традиция советских семей читать и любовь к книгам обеспечили мне огромный багаж прочитанных шедевров мировой литературы. Это и приключенческая литература в детстве — Жюль Верн, Фенимор Купер, Луи Буссенар, и более взрослые произведения — Джек Лондон, Теодор Драйзер, Стендаль, Френсис Скотт Фицджеральд и многие-многие другие.
В части влияния на личность отдельно отмечу романтику погони за большой мечтой из Джека Лондона («Мартин Иден», цикл про Клондайк…), Теодора Драйзера с его «Трилогией желания» — с погружением в мир финансов с его терминологией и эстетикой, что, наверное, заслуживает особого внимания.
С другой стороны, исторические произведения и эпопеи, заставившие восхищаться русской историей и одновременно содрогаться из-за драматических ее страниц. Книги, сформировавшие желание приобщиться к истории России, — конечно, в первую очередь «Тихий Дон» и «Поднятая целина». А также «Живые и мертвые», «Война и мир», «Петр I», «Два капитана», «Мастер и Маргарита», «И дольше века длится день» и многие другие. Из этой же серии отмечу фильм «Собачье сердце». Не саму повесть Булгакова, которая, если честно, при чтении не сильно впечатлила, а гениальную экранизацию Бортко, которую я могу сравнить только с машиной времени, переносящей нас в 20-е годы страшного XX века. И гениальнейший Евстигнеев в роли профессора Преображенского — просто квинтэссенция актерской игры высочайшего уровня!
— Какими реализованными в Нижегородской области культурными проектами вы гордитесь?
— Я счастливый человек, потому что таких проектов много. Фестивали «Великая Русь», «Стрелка», перезагрузка Нижегородского театра оперы и балета и его премьеры, студии и арт-пространства, выставочные залы — новые и реконструированные. А еще перезагрузка музеев — как крупнейших, так и нишевых, например Музея фотографии и Музея патриаршества. Это и временные выставки, которые останутся в истории. Например, «Мир сказки» или «Торг. Гулянье. Балаган».
Горжусь Пакгаузами, Манежем, корпусом НГХМ «Русское искусство XX век», обновлением кремля, фестивалем «Соло на закате» и многим другим.