Впечатляющий проект застройки Борской поймы обсуждали на минувшей неделе на Градостроительном совете Нижегородской области. Потенциальный инвестор предложил построить напротив Нижнего Новгорода мини-город с российским «Диснейлендом», элитным жильем, каналами для яхт и монорельсовой дорогой.
Концепцию застройки частично заболоченного, заросшего лесом участка площадью порядка 3000 га, расположенного на левом берегу Волги, изложил генеральный директор компании-заказчика «Директ-Парк НН» Игорь Ушаков. По его мнению, в результате застройки левого берега Волги карта Нижнего Новгорода, стоящего на двух берегах, обретет законченность.
Так как Борская пойма – это природный заповедник, инвестор решил осваивать территорию, по максимуму сохраняя природный ландшафт. На огромном земельном участке авторы концепции предложили разместить жилой комплекс, финансово-деловой центр, тематический парк и элитный жилой район, а в парковой зоне проводить выставки.
По словам Игоря Ушакова, все объекты, расположенные в пойме, будут дополнять друг друга, давать возможность друг другу развиваться и приносить деньги. Изначальный толчок развитию территории даст тематический парк. Он привлечет массу туристов, поскольку будет первым в России аналогом «Диснейленда». По расчетам инвестора, на начальном этапе цифра составит 2 млн посетителей в год, затем – 8 млн посетителей в год.
«В Российской Федерации нет тематических парков уровня Диснейленда, а мы предлагаем именно такой парк. Вы можете представить, какие финансовые обороты будут на этой территории», - подчеркнул Игорь Ушаков. По мнению коммерсанта, за туристами «пойдут финансы», затем будет построен жилой комплекс для приезжих и сотрудников делового центра.
Проектировщики предложили построить до 3 млн кв.м. жилья в отдельном микрорайоне, а также не более 400-500 коттеджей в элитном комплексе «Волжская Венеция». «Борская пойма расположена в проблемной зоне, поскольку имеет сезонное подтопление, карстовые пустоты. Каждый из коттеджей будет иметь стоянку для яхт, к которым по естественным низменностям поймы будут проложены искусственные каналы. Все они будут судоходными», - подчеркнул Игорь Ушаков. За счет каналов, локальной подсыпки участков и более высоких фундаментов, считают авторы концепции, удастся избежать подтопления и создать возможность для развития малого речного флота. «Находясь на двух крупнейших в России реках, речной флот в виде яхт, катеров плохо развит – не потому, что никто не хочет иметь яхту, а потому, что негде её хранить. Мы даем возможность хранить её возле дома», - отметил коммерсант.
Благодаря большому потоку туристов, появится экономическое обоснование для строительства моста в Подновье, поскольку Борский мост не справится с потоком людей, который возникнет. Инвестор также предложил спроектировать монорельсовую дорогу, которая свяжет пойму с правым берегом Волги, станцией метро «Стрелка». Она будет выполнять функцию и транспортную, и развлекательную. «Мы предлагаем перебросить монорельсовую дорогу через острова и закольцевать. Она в любом случае дешевле, чем прокладка метро к данной территории», - отметил гендиректор «Директ Парк НН».
Финансовый центр, тематический парк и жилье будут связаны монорельсовой дорогой, автомобильной трассой, речными каналами, малой авиацией (для самолетов будет оборудована своя площадка).
По мнению авторов, концепция будет очень привлекательна для инвесторов в том числе потому, что проект будет воплощаться поэтапно. Вкладывая деньги в каждый из объектов, инвестор сможет увидеть, когда он вернет свои деньги. По мнению Игоря Ушакова, Борская пойма станет подобием Нижегородской ярмарки, которая подразумевала несколько видов деятельности: продажи, туризм, развлечения, проживание. «Все это есть в нашей концепции», - отметил коммерсант. По подсчетам авторов концепции, её реализация потребует вложений порядка 700 млрд рублей.
МНЕНИЯ
У членов Градостроительного совета озвученная концепция вызвала удивление и скепсис. Архитектор Анна Гельфонд поинтересовалась, как можно будет произвести берегоукрепление, не изменив естественного ландшафта природного заповедника. Игорь Ушаков ответил, что будут применены современные технологии, которые позволят это сделать. «Получается, что для того, чтобы не было подтопления территорий, нужно делать берегоукрепление длиной 2 км и ставить шлюзовую камеру [на входе в сеть каналов – NN.RU], чтобы переждать высокий уровень воды. Исходя из наблюдений в течение нескольких лет, с позапрошлого года самое высокое подтопление составляло не более метра. Основная часть территории не была подтоплена», - объяснил он.
Архитектор Александр Худин иронично отметил, что его студенты тоже «периодически упражняются на Борской пойме». «Ощущение от концепции – как от не очень серьезной, - отметил он. - Если застраивать Борскую пойму, нужно идти по пути Петра Великого. Нужно предлагать высотную структуру, которая будет похожа на город, а не заплатки, которые красиво назвали парками. В этой концепции есть жилые, административные и прочие районы, но нет какой-либо промышленности, мест вложений труда, инфраструктуры. На самолетах, конечно, летать здорово, но в качестве развлечения», - отметил он.
Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев дипломатично назвал разработку «пока фантастической». «Мы ставим перед собой задачу: достичь потока туристов 3 млн человек через десять лет. А тут 8 млн человек – в один парк. У нас вся область – 3 млн человек», - отметил он.
По словам чиновника, концепцию парка в правительстве ещё не рассматривали, но если бы в этом месте мы сделали тематический парк, «было бы хорошо», но с учетом различных аспектов, в том числе энергоснабжения и транспортной инфраструктуры. Губернатор вспомнил о проекте Globe Town, который также планировалось реализовать в Борской пойме, и предложил вернуться к нему, поскольку «там тоже много разумных вещей было». Чиновник предложил поработать над проектом так, чтобы азастроенные и озелененные территории гармонично сочетались друг с другом.