Районы Нижнего Новгорода отличаются значительно. У одних горожан под окнами зеленый парк, у других – шумная, грязная автострада. Одни живут в просторных сталинках, другие – в компактных новостройках. Насколько соответствует место, где мы живем, описанию «район моей мечты»? И почему в городе бывает неуютно?
В октябре в Нижегородском арсенале в рамках международных дней архитектуры состоялся круглый стол «Район моей мечты». Эксперты сравнивали опыт строительства новых районов в Хельсинки (Финляндия) и Пензе с Нижним Новгородом и обсуждали, чего не хватает нашему городу, чтобы в нем было комфортно жить.
Эконом-класс может быть другим
О строительстве новых районов Хельсинки: Руохолахти и Арабиаранта – рассказала архитектурный критик Марина Игнатушко. По её словам, Руохолахти и Арабиаранта - спальные районы с недвижимостью эконом-класса. Здесь очень удобно жить: во дворах нет машин – при строительстве домов выделяют большие территории под парковки; много спортивных, игровых площадок, зелени. Отсутствуют запрещающие знаки, зато есть удобная навигация (указатели, карты).
Руохолахти – это бывшая припортовая зона, в которой появились новые административные здания и вантовые мосты. Часть квартала, обращенная к воде, была оставлена в неизменном виде и стал променадом. Большое пространство, разделяющее новую часть города от старой, занимают спортивные, игровые площадки с различным покрытием. Здесь каждый найдет себе занятие по душе.
Арабиаранта – район, расположенный на окраине. Одной из его достопримечательностей является старая фарфоровая фабрика, которая в свое время была заброшена. Затем в здании разместился Институт современного дизайна (теперь в бывшей фабрике происходит крупные международные выставки, встречи) и публичная библиотека (доступ в неё открыт для всех посетителей). Теперь это зона творчества, отдыха, искусства.
Новые районы Хельсинки – это хороший пример гармоничного соединения природы и жилья, считает Марина Игнатушко. Так, в Арабиаранта дома и зеленый променад разделяет небольшой забор, выложенный из камней. Хельсинки, как и Нижний Новгород, страдает от недостатка солнечных дней в году. Фасады домов выкрашены в яркие цвета, которые используются в первую очередь для зонирования.
О качестве строительства думают единицы
Позитивный опыт быстро строящегося, удобного, красивого жилья есть и в России. О нем рассказал нижегородский архитектор Кирилл Пернаткин Последние полтора года он прожил в Пензе, где участвовал в строительстве «экспериментального» жилого микрорайона. «Три года я занимаюсь проектированием железобетонных зданий. Когда я говорю об этом, все сразу вспоминают наши панельки». В Европе, в особенности в северной части, это распространенный вид домостроения. Он относится по большей части к бизнес-классу. Связано это, в первую очередь, с качеством (сборки, инженерии и так далее). Почему в России все иначе? Потому, что, во-первых, у нас один из самых сложных климатов, а, во-вторых, исторически сложившееся низкое качество строительства».
Строительство экспериментального микрорайона в Пензе было организовано по особому сценарию. Вместо того, чтобы привозить откуда-либо домокомплекты, их произвели на месте. На строительную площадку привезли мобильный панельный завод, а также песок, щебень, арматуру и другие строительные материалы. Таким образом, застройщик смог, во-первых, быстро исправлять ошибки, возникающие в процессе «сборки» зданий, а, во-вторых, построить красивое, качественное жилье по довольно низкой цене (за счет снижения затрат на перевозку, сопровождение и так далее). По словам архитектора, основной источник экономии – не материалы, не технологии, а искусство строительства. «Трехэтажный двадцатисемиквартирный панельный дом (продажной площадью 1250 кв.м.) мы собирали за две недели, хотя обычно на это уходит 1,5-2 месяца», - отмечает архитектор.
По словам Кирилла Пернаткина, большинство людей, идя по улице, обращают внимание на объекты, которые не превышают высоты первого-второго этажа: вывески, окна, дороги. У домов «экспериментального» района не только аккуратный внешний вид и яркое оформление, но и качественное благоустройство. «Среду формирует именно благоустройство. Окружающее пространство очень сильно влияет на поведение человека. Видя разруху на улице, человек с соответствующим настроением принимается за работу», - подчеркивает он.