В начале апреля 2017 года в фонд «Дать Понять» обратились представители общественного объединения «Открытая Стрелка» с просьбой помочь уточнить информацию по истории проектирования и строительства сооружений в Нижегородском (Горьковском) речном порту. Поработав в трех архивах (в Нижнем Новгороде и в Москве), руководитель проекта «Дать Понять» Галина Филимонова обнаружила ряд любопытных документов.
В Государственном архиве аудиовизуальной документации Нижегородской области хранится негатив на стекле Максима Дмитриева, запечатлевший момент половодья в районе Нижегородской ярмарки в 1899 году. Этот документ с изображением металлических конструкций идентифицирован как «Сибирская пристань. Общий вид складских строений».
Документы, связанные с развитием этой территории и превращением ее в Горьковский речной порт в первой половине XX века, находятся в Российском Государственном архиве экономики в Москве. Судя по материалам нескольких дел, которые удалось изучить, общие принципы развития порта были разработаны в 1931 году Государственным институтом проектирования и изысканий на водном транспорте (Гипроводтранс). Этот институт находился в Ленинграде и подчинялся непосредственно Народному комиссариату водного транспорта СССР (Наркомвод).
Строительством Горьковского порта на месте руководило специальное Управление, организованное при начальнике Верхне-Волжского пароходства. Произошло это 1 января 1934 года. На него же было возложено окончание постройки стальцеха завода «Теплоход» (цех был также спроектирован Гипроводтрансом). Причем, это было приоритетным направлением. Строительство сталелитейного цеха завода «Теплоход» должно было быть полностью закончено к 1 августа 1934 года, т.к. это был единственный завод, снабжающий судоремонтные заводы стальным литьем. Благодаря журналистам 1930-х годов есть возможность увидеть, что представлял собой этот цех непосредственно перед сдачей – в конце июля 1934 года.
Первыми работами по строительству Горьковского порта в осуществление генеральной схемы его реконструкции стали сооружения Окских грузовых причалов на Стрелке с незатопляемой операционной площадкой в кооперации с Молитовскими грузовыми причалами. Технический проект четырех окских грузовых причалов был разработан Гипроводтрансом (и утвержден ВЭТЭС Наркомвода 19 марта 1934 года). Однако у ленинградского института не было технического проекта для всего комплекса сооружений в Горьковском порту.
В августе 1934 года были сформулированы «исторические ошибки» проектов Гипроводтранса на примере сталинградских и молитовских причалов, где, отступив от заграничной практики, проекты причальных стенок и откосов были разработаны без связи с проектами механизации причалов и складов. После многих бед и мытарств было выбрано неудобное и невыгодное в эксплуатации решение. В итоге, Совет Народных Комиссаров СССР издал Постановление, запретившее производить работы без утвержденного технического проекта для всего комплекса сооружений.
Для проекта четырех грузовых причалов, в целом, со складами и механизацией, с подходами и оформлением берега была нужна подчиненная Наркомводу строительная организация с мощным проектно-плановым звеном. Гипроводтранс этому критерию не соответствовал, и при Наркомводе была открыта архитектурно-проектная мастерская под руководством московского профессора Александра-Исаака Зиновьевича Гринберга (1881-1938), известного нижегородцам по ряду построек, в том числе Дому Советов в Кремле.
В своей программной статье «Архитектурная выставка Наркомвода» от 28 мая 1935 года Гринберг уделяет особое внимание созданию гражданской архитектуры на водном транспорте, считая своей задачей «способствовать дальнейшему и быстрому росту гражданского строительства, добиться красивых, удобных форм для сооружения водного транспорта».
Из-за многочисленных перестроек территория Стрелки приняла современный облик лишь во второй половине XX века. Так, в 1950 году она находилась в руинированном виде.
Благодаря капитальному ремонту складов на причалах №3 и №4 Центрального грузового района Горьковского речного порта, начатому Гипроречтрансом в 1968 году (главный инженер проекта Черников), в Государственном архиве специальной документации Нижегородской области сохранились материалы обследования с обмерными чертежами конструкций складов порта.
В фондах этого архива находятся и материалы самих проектных мероприятий капитального ремонта складов, включая чертежи укрепления опорных узлов ригелей и балок межэтажных перекрытий.
Без тщательного изучения этих материалов принимать какие-либо решения по проектированию нового пространства на Стрелке преждевременно.
Галина Филимонова, журналист, культуртрегер, руководитель проекта «Дать Понять».