NN.RU запускает новый проект, мы будем рассказывать про необычные дома Нижнего Новгорода. Начнем с Бусыгинских домов на Автозаводе, и узнаем, что общего между советским идеальным домом и современными жилыми комплексами.
— В 1929 году было принято решение о строительстве Горьковского автозавода. В 1932 году он был запущен. Одновременно с этим шло строительство Соцгорода. Изначально, когда строили Соцгород его рассматривали, как идеальную модель города будущего для советских рабочих, некоего идеального города, — рассказывает доктор исторических наук, профессор кафедры Отечественной истории и культуры Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Алексей Гордин. — Принцип жизни в этих домах будет связан с «домами-коммунами» или «жилыми комбинатами», и в них многие места будут общественными. Так, нужно было раскрепощать женщин, чтобы они тоже трудились на заводе, а ведь домашние хлопоты занимают очень много времени, поэтому предполагались столовые, детские сады, спортивные залы и так далее. Эту красивую идею реализовать не удалось. Но ведь сама концепция действительно прекрасная. Мы сейчас смотрим, например, на московские крупные проекты, на большие жилые дома. Это же инфраструктура, а не только квартиры. Здесь и рестораны в доме, магазины, спортивные площадки, бассейны, детские игровые комнаты… Это, конечно, другой, но тоже такой идеальный дом. Наверно, частично эта идея оттуда. Но в тех условиях — очень ограниченных ресурсов, когда все силы бросали на производство, реализовать ее не удалось.
Соцгород Автозавода начался с первого и второго квартала — типовых 4-этажных кирпичных домов строчной застройки по проспекту Молодежный и проспекту Ильича.
— Они должны были стать домом-комбинатом, соединиться в один комплекс домов со столовой, клубом. Планировалось как: вот жители с утра встают, идут на зарядку, потом в столовой завтракают, идут на работу, вечером домой. Удалось построить только одну клуб-столовую, потом прекратили строительство. Это было в самом начале 30-х годов, — описывает специалист. — Жилья всем не хватало, поток рабочих на завод был колоссальным, поэтому одновременно строились барачные поселки и щитковые дома. Это достаточно примитивные сооружения, которые тогда окружили Автозавод. Примерно к 1932–33 годам управление коммунального строительства автозавода начинает разрабатывать проект третьего квартала. Он уже не строчной застройки, а типовой прямоугольной формы. Внутри квартала дома образовывают букву «ш». Внутренние территории предназначались для детского сада, игровых и спортивных площадок.
Этот квартал в последствие стал называться Желтым бусыгинским. Его строили в 1933–38 годах.
Проект квартала разрабатывал в 1932–1933 годах коллектив института Горстройпроект, архитекторы Н.П. Розанов, М. Любофеев, Б.М. Анисимов, Н. Юргин, Н.П. Дрейзен и другие.
— Он уже сильно отличался по своему декору, приобретал парадный вид и сильно контрастировал с «коробочками» первого квартала и тем более бараками. «Гостинки» сменились комфортабельными квартирами, в которых ванна и санузел не общие, а отдельные.
В этих домах жили передовики производства и элита: инженеры, врачи, учителя. Отсюда и их название — Бусыгинские. Александр Бусыгин — выдающийся автозаводский кузнец, зачинатель стахановского движения в машиностроении. Завод выделял лучшим работникам здесь квартиры. Сам Бусыгин также получил жилье в одном из домов.
Вскоре рядом с желтым бусыгинским кварталом (желтый по традиционному цвету домов) начал расти еще один — Серый бусыгинский квартал или четвертый.
Реже его называют «директорский» или «Лоскутовский» (Иван Лоскутов был директором автозавода с 1938 по 1948 годы).
— Он уже строился по проекту московской мастерской братьев Весниных. Также как и третий квартал, он выполнен в стиле постконструктивизм. Представляет собой комплекс из 6 домов разной этажности — от 5 до 8 этажей. Главная часть здания выходит на проспект Октября и образует площадь. Здесь две 8-этажные так называемые «башни», — описывает Алексей Гордин. — Две из трех высоток автозавода 30-х годов.
Здесь были лифты. Еще одна высотка, тоже очень интересный дом — Радиусный — памятник архитектуры федерального значения. Секции в Серых бусыгинских домах на две квартиры. Самым элитным считался дом между «башнями». Здесь очень большие квартиры и были предусмотрены даже комнаты для обслуживающего персонала. В 30-е годы некоторые квартиры были коммуналками на несколько семей.
К слову, на «башнях» предполагались скульптуры, но они так и не появились.
Строительство 4 квартала велось уже в предвоенный период, последние дома по Моторному переулку заканчивали почти в войну.
Квартал №4 разрабатывала московская мастерская профессора И.А. Голосова (авторы-архитекторы Л.К. Дюбен и Н. Иванов). Композиционно новый квартал решался в рамках градостроительной концепции соцгорода, подготовленной Д.С. Меерсоном.
Серые бусыгинские дома и сейчас производят довольно сильное впечатление, кажутся гигантскими, грандиозными.
А тогда они настолько выделялись на Автозаводе, что «заставляли» своих жильцов ходить с осознанием собственного достоинства.
Грандиозность постройки лучше всего видна с воздуха.
— Здесь жила советская элита. И представьте, как они себя чувствовали, ведь вокруг практически деревня. Они не могли выйти осенью на балкон, потому что жители бараков вовсю резали скот. Да, они несомненно отделяли себя от обычных трудяг из бараков и щитков. В этих кварталах носили шляпы, а там — кепки. Здесь в больших квартирах (иногда по 6 комнат) с высокими потолками стояли рояли, у жителей были свои машины, а там, в комнатушках 18-метровых ютились по 6 человек в одной. Люди не знали о постельном белье, спали на шубейках и ими же укрывались. «Рабочие кварталы» вообще считались неблагополучными, — описывает историк. — При этом социальная мобильность была достаточно высокой. Любой житель из бараков, если он прекрасно трудился, повышал свой уровень образования, например, по вечерам учился в политехе и становился инженером, мог сюда переехать. Вчерашний простой рабочий становился стахановцем, и его статус повышался.
Жители щитков и бараков в свою очередь выделяли жильцов сталинок на эмоциональном уровне, говоря о ком-то подчеркивали: «Он из серо-бусыгинских». Это был показатель «элитности», достатка.
Интересно, что в 30-е годы вообще происходили серьезные изменения в образе жизни автозаводцев. Строить завод отправлялись деревенские парни со своими нехитрыми пожитками и привычками. Так, например, они устраивали посиделки: лузгали семечки, вели неспешные разговоры, танцевали, пили чай из самоваров. Правда мода такая продержалась недолго, это вызывало огромное недовольство жителей верхних этажей каменных домов, так как устраивались посиделки на крышах.
Долго вчерашние крестьяне вспоминали свой деревенский быт. А потом начинали осваиваться. Женщины меняли строгие блузы и красные платки на легкие платья и шляпки, мужчины заменяли лапти желтыми полуботинками. Проходило время, и их уже было не отличить от коренных городских жителей.
Фото: Наталья Бурухина, Игорь Иванов, из архива библиотеки имени О. Кошевого
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или предложите тему для публикации. Пришлите фото или видео интересного события на почту news@news.52.ru. Наш номер в WhatsApp и Viber 8-910-390-4040.
Читайте новости где удобно: «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники.ru». Наши новостные каналы — в Twitter, Viber и Telegram.