В конце апреля на торгах должен определиться инвестор, который займется строительством многоквартирного жилого дома в Ленинском районе Нижнего Новгорода на месте девяти старых. Для этого их придется снести, а всех жителей расселить. Однако не все люди довольны такой реновацией, которая называется программой комплексного развития территории (КРТ): по словам нижегородцев, за старые квартиры власти предлагают низкую компенсацию или жилье на самой окраине города.
Корреспондент NN.RU побывал на месте будущего большого строительства и успел пообщаться с местными жителями, дома которых снесут в обозримом будущем.
Как всё выглядит на бумаге
В 2021 году Нижний Новгород стал одной из пилотных площадок в России для внедрения программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму можно сносить дома (и не только аварийные) в пределах целых улиц и кварталов для последующей застройки. Для включения в такую программу нужно согласие не менее 2/3 собственников на собрании жильцов.
В феврале этого года было подписано постановление регионального правительства о комплексном развитии территории в Ленинском районе в границах улиц Правды, Чонгарской и Менделеева. В числе прочего в постановлении прописано, какие дома подлежат сносу и последующему расселению.
Подлежащий реновации по программе КРТ участок является частью Ленинского городка, который начали строить еще в 1924 году. Тогда всего за шесть месяцев на песчаном пустыре был возведен 101 дом. В 1927 году Ленгородок увеличился еще на 74 здания. Этот жилой квартал стал первым социалистическим микрорайоном в Нижнем Новгороде, поэтому его улицы получили названия, связанные с историей революционного движения и учреждением советской власти: Октябрьской Революции, Правды, Июльских Дней, Чонгарской.
Согласно проекту, подготовленному правительством, на месте девяти снесенных жилых домов планируется построить один многоквартирный дом переменной этажности с большими надземными и подземными парковками. Возведение социально-культурных и медицинских объектов здесь не предусмотрено, поскольку в планах — построить неподалеку детский сад и учебный корпус школы № 97.
Как всё выглядит в жизни
Сейчас рядом с территорией будущей глобальной реновации уже идет небольшая стройка — на месте благоустраивают фасад и прилегающую территорию к дому № 5 по улице Менделеева. Утром в будний день на улице Правды, где будут сносить дома, почти не видно местных жителей — лишь изредка проезжают машины, поднимая лютую пыль.
Иногда ходят люди, да нежатся на солнце коты, лениво поглядывая на птиц, шумно перелетающих с ветки на ветку. Почти столетние двухэтажные деревянные дома, располагающиеся по обе стороны улицы, в принципе, выглядят моложе своего почтенного возраста — и главное, что в них до сих пор живут люди.
Всего здесь собираются снести девять домов. Пять деревянных на улице Правды признаны аварийными, два кирпичных — ветхими (процент износа у них более 70%). Еще два ветхих здания располагаются на прилегающей улице Чонгарской (кстати, в программу КРТ почему-то не попал еще один дом 1924 года постройки, стоящий рядом). Во дворах — типичная картина для таких построек: сараи, многие из которых обгорели, изгородь из бывших межкомнатных дверей, да одиноко стоящий гараж. Неподалеку случайно встречаем его владельца Александра:
— Да, я слышал, что здесь намечено большое строительство. К сожалению, под снос попадает и мой гараж. Купил я его давно, сам перестроил, но тогда его оформлением особо не озадачивался. А теперь выходит, что это — самовольная постройка, и никакой компенсации мне за него не предусмотрено.
«Мы что, часто в суд по таким вопросам обращаемся?»
Во дворе дома № 5 по улице Правды мы удачно наткнулись на местную жительницу Лидию: женщина охотно согласилась поговорить на болезненную для нее тему, касающуюся предстоящего расселения. Так как в квартире жарко, беседуем у подъезда, в то время как ее пушистая дымчатая кошка, расположившись прямо на земле неподалеку, привлекает внимание: то ли наше, то ли котов.
Дом, в котором живет Лидия, признали аварийным еще в 2014 году. Власти изъяли земельный участок и дом на нем в 2019-м, а спустя год его начали расселять.
— Нашу квартиру в 47 квадратных метров оценили в 2,1 млн рублей. Что на эти деньги купишь? Мы обратились в прокуратуру, чтобы нам там помогли, потому что такая сумма нас не устраивала. Это единственное жилье, и мы хотели получить ему замену, а не компенсацию, на которую квартиру не приобрести, — жалуется Лидия.
С 2021 года владельцы квартиры: она, ее муж и сын — судятся с городской администрацией за то, чтобы им была предоставлена квартира. В итоге суд всё же постановил выдать вынужденным переселенцам жилье «в границах города».
— Мы не придали значения этим формулировкам, ну, «в границах города» — значит так. Мы что, часто в суд по таким вопросам обращаемся? — поясняет нижегородка.
Несмотря на решение суда, никто из администрации не торопился с вариантами для переселения: лишь после продолжительного времени была предложена квартира в строящемся жилом комплексе «Торпедо» на самой окраине Автозавода. От такого предложения семья отказалась, поскольку дом был не достроен, а ждать его сдачу надо было около года. Следующим вариантом была квартира на вторичке и еще дальше от цивилизации — в Доскино. Этот микрорайон не так давно стал частью Нижнего Новгорода, но скорее формально, а не содержательно.
— По сути, это никакой не Нижний Новгород. Местные говорят, что поликлинику там закрыли чуть ли не десять лет назад, больницы нет, до школы идти полтора километра по непонятной дороге с беспризорными собаками. Что касается транспорта — один маршрут, очень часто закрыт железнодорожный переезд, скорую приходится ждать долго. Сама квартира требует ремонта, в первую очередь надо полностью менять пол и проводку. Если бы мы знали, что так получится — ждали бы, когда достроят квартиру в «Торпедо», а сами бы где-то мыкались это время, — сокрушается Лидия.
По ее словам, другим соседям для переезда также предлагали квартиры на окраинах города или ту же компенсацию, на которую жилье не купить. Из-за этого некоторые нижегородцы тоже судились с властями, а на компенсацию соглашались в основном те, у кого было в собственности другое жилье — было где жить.
Теперь уже администрация города судится с семьей Лидии из-за того, что они отказываются переезжать в Доскино. В конце апреля назначено предварительное слушание.
— Не знаем, может, сдаться уже? А ту квартиру потом продать, которую предлагают в Доскино — но вот продадим ли ее вообще и за какие деньги? — с заметным унынием размышляет женщина.
Что дальше?
Пока Лидия и ее семья не первый год пытаются решить свою проблему с администрацией Нижнего Новгорода, у жителей двух соседних кирпичных домов на улице Правды всё впереди — на днях на общем собрании жильцов они дали согласие на расселение в рамках программы КРТ. Но этим будет заниматься уже застройщик, который выиграет тендер на строительство здесь многоквартирного дома.
Как сообщили NN.RU в Министерстве градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, срок реализации проекта комплексного развития территории в районе улицы Правды — 10 лет. Однако как скоро стартуют работы — неизвестно. Людям остается лишь ждать наступления часа расселения.