В Приволжском исследовательском медицинском университете установили компьютерный автосимулятор. На нем водители проходят несложные тесты, а программа в это время собирает данные об их состоянии.
В будущем это позволит создать систему, которая будет реагировать на ухудшение здоровья человека и тем самым помогать ему управлять автомобилем. Корреспондент NN.RU лично его протестировал.
В небольшом помещении в одном из зданий ПИМУ установили современный симулятор — в комнате расположились руль, кресло, экраны, а также приборы для измерения физических характеристик. Водитель будто в аттракционе должен проехать по виртуальным улицам, выполняя на пути простые задания. В это время сенсоры следят за его физическим состоянием.
— Это поможет в перспективе создать систему, которая будет понимать, когда вы испытываете стресс, и, например, в этот момент менять температуру кондиционера или включать приятную музыку. Или, если она видит, что вы отвлеклись, включит систему экстренного торможения в более чувствительный режим, — рассказал руководитель направления по нейрофизиологии и искусственному интеллекту в компании «ХАРМАН» Иван Шишалов.
Для проекта руководителям необходимы данные из разных групп населения — поучаствовать они приглашают людей разного пола и национальностей. Для иностранцев специально создали версию на английском языке.
Собранная информация в дальнейшем может помочь при создании единой системы, которую будут встраивать в автомобили.
— Параллельно разрабатываются технологии дистанционного определения биосигналов. Например, сейчас уже есть камерные системы — устанавливаются камеры, которые отслеживают минимальные движения глаз и так определяют состояние водителя. Какие-то есть наработки по встраиванию датчиков в руль, — рассказал Иван Шишалов.
ПИМУ сотрудничает с нижегородским подразделением компании «ХАРМАН» с 2017 года. Новый экспериментальный проект, как отмечают сотрудники учебного заведения, взаимовыгоден — компания тестирует свой стенд, а университет, в свою очередь, принимает участие в изучении когнитивных способностей человека во время управления автомобилем.
— Для нас это не новое исследование. Для нас, скорее, новыми являются симулятор и датчики, которые мы должны научить работать. Сейчас у нас обратная задача. Мы не столько смотрим, сколько стараемся накопить информацию и научить искусственный интеллект делать так же, — рассказала руководитель проекта «Виртуальный водитель» ПИМУ Валерия Крандычева.
Наш корреспондент Егор Герасимов лично протестировал симулятор:
— Первое впечатление — какое-то очень навороченное место для игр в автосимуляторы. Когда начали присоединять какие-то диоды, проводочки, надели шлем — понял, что что-то научное происходит. Тесты давались непросто. Водить и решать задачки я пока не научился, но у меня вроде как получилось неплохо. Но как на самом деле — мне не сказали.
Напомним, виртуальный Нижний Новгород создал местный геймер в симуляторе Cities: Skylines. На карте заметны сходства с реальным городом — всё те же пробки и сложная ситуация с общественным транспортом. Кстати недавно власти объяснили, почему нижегородцы не могут дождаться свои автобусы — причиной они назвали плохую погоду.