Зачем нужны бани, когда есть маршрутки? Передвижные парильни встречаются по всему Нижнему Новгороду, а разовое посещение стоит всего 35 рублей (спасибо повышению тарифов). Вооружившись гигротермометром, корреспондент NN.RU Алексей Сапожков решил продолжить обзоры «общественных бань» и выяснить, насколько жарко в транспорте в эти летние дни.
Первым «подопытным» стал новомодный электробус, курсирующий по маршруту Э-17. В полдень на улице уже было 29 градусов, а солнцепек вовсю прожаривал ждущих своего автобуса нижегородцев. Люди стойко выносили испытание пеклом, а вот умные остановки, судя по всему, не очень — на улице Белинского одна вовсе перестала показывать расписание рейсов.
Температура воздуха в общественном транспорте, согласно принятым Министерством транспорта РФ стандартам, не должна превышать 25 градусов в летнее время. Санитарные правила для водителей автобусов чуть сложнее: «Не более чем на 3 °С выше средней температуры наружного воздуха в 13 ч самого жаркого месяца, но не более 28 °С».
Внутри Э-17 на удивление было почти так же, как на улице. Гигротермометр показал 30 градусов, как только электробус тронулся. Кондиционер работал на максимум, и его гул заглушал все звуки салона. При этом воздух совершенно невозможно было назвать прохладным, и эффект от работы кондея можно сравнить с напольным вентилятором, не более.
Спустя 20 минут ожидания в пробке на улице Белинского, собравшейся из-за переукладки трамвайных линий, гигротермометр в электробусе выдал уже 31 градус. И это при почти полном отсутствии людей в салоне! Впрочем, дальнейшие события показали, что эти показания — лучшие по атмосфере в нижегородском транспорте…
Тем временем на улице уже стало припекать посильнее — 33 градуса на солнце. Такая жара нижегородцев не отпугнула, и на остановках скопилось еще больше людей, как и в автобусах. Подъехавшая к остановке маршрутка Т-88 стала идеальной «жертвой» нашего эксперимента: полуразвалившаяся, переполненная, и главное — без кондиционера.
Внутрь пробраться — то еще испытание. Получив парочку ударов под ребра от нижегородки, пытавшейся передать за проезд, я всё-таки пробрался в самую гущу давки. Маршрутка тронулась, в салоне стало чуточку приятнее из-за ветра из окон и люков. Гигрометр показал 35 градусов.
Но радоваться сквозняку долго не пришлось. Маршрутка застряла в очередной пробке из-за очередного перекрытия, и дышать в ней стало невозможно. Бабушка, сидящая на двух местах сразу, любезно предложила даме рядом присесть, но та отказалась. Размахивая веером, пенсионерка стала жаловаться на всё подряд, в том числе и на погоду:
— Боже, жара-то какая! Баня везде! Стоят на дороге рабочие, не делают ничего, и мы стоим, ждем, пока они дождутся!
Жару легко переносят далеко не все, и тепловой удар — не редкость. По регламенту в больших рейсовых автобусах должно быть три аптечки. К сожалению, их состав не подразумевает оказание помощи при солнечном или тепловом ударе. Единственный вариант в таком случае — дожидаться скорой помощи.
Надолго меня не хватило. По ощущениям, в салоне было далеко не 35 градусов, а все 50 — с гигротермометром явно что-то стало не так, либо это был его «потолок». Вырвавшись на свободу, я решил проверить его в самом популярном маршруте Нижнего — А-90.
Там ситуация была еще хуже. Валидатор на задней площадке не работал, и кондуктору приходилось пробираться через толпу, впечатывая в поручни и сиденья стоящих на пути пассажиров.
— Вы выходите сейчас? А ну проходите дальше! Давайте, давайте, не стойте у дверей! Кто еще проезд не оплатил? — кричала кондуктор на весь салон.
— Тут валидатор не работает! Как подойти-то! — ответил пассажир.
Кондукторша ринулась к висящей на поручне синей коробочке, достала ключи, открыла и… ничего не увидела. Посмотрев еще пару минут в корпус, она выдала свое заключение: виновата жара. А в салоне, кстати, она достигла 34 градусов. Показания не совсем точные, увы: автобус почти постоянно гнал, и ветер из окон явно помогал пассажирам не утонуть в поту.
Я вышел из автобуса А-90 абсолютно мокрый. Поездка на Т-88 далась легче, чем эта, даже несмотря на быструю езду водителя. Потом почти сразу к остановке у «Неба» подъехал А-43. Пассажиров было относительно немного, но свободные места отсутствовали. Было еще жарче: на секунду я подумал, почему в салонах перестали устанавливать табло с температурой? Вывод напросился сам — чтобы не пугать пассажиров.
Гигротермометр застыл на отметке в 35 градусов. Ни больше, ни меньше. Но ощущения опять подсказывали, что это далеко не правдивая цифра, и внутри настоящая парная. Я решил протестировать еще 21-й трамвай и 83-й маршрут: там температура оказалась такой же. Вечером подступила тошнота, под ночь меня лихорадило — думаю, я стал жертвой теплового удара.
NN.RU направил запрос в Департамент транспортного хозяйства администрации Нижнего Новгорода с просьбой уточнить, какие меры будут приняты для достижения температурных стандартов в городском транспорте.