Париж не мог не войти в наш «европейский тур». Об этом городе сняты сотни фильмов, написаны сотни книг и, кажется, тысячи песен. Сюда обязательно едут школьники, влюбленные, молодожены и прочие романтики.
Мы провели два дня в Париже и все это время, не зная усталости, перемещались от одной достопримечательности к другой. Позавтракали в булочной (свежей выпечкой и крепким кофе), на обед взяли с собой бутерброды и воду, а поужинали в итальянском ресторане (спагетти с морепродуктами и зеленью, красным вином). Париж даже среди бельгийцев считается дорогим городом, и сервис здесь гораздо дороже. К примеру, номер в отеле на троих в сутки обошелся нам в 240 евро, ужин на троих — в 70 евро. Знакомые, которые жили и живут в столице Франции, поступают мудро: едят там, где местные, и предпочитают покупать еду вдали от туристических мест и крупных улиц.
В ТЕМУ. Путешествие по Европе. Безумное чаепитие в Амстердаме.
Нам повезло с погодой: оба дня, что мы провели во Франции, были солнечными, даже жаркими. На улицах, залитых теплым светом, лежали желтые и красные листья. В обед люди заполняли рестораны и кафе с террасами, на которых стояли длинные ряды столиков, вплотную поставленных друг к другу. Официанты неспешно обслуживали клиентов. Европейцы говорят, что жители французской столицы — единственные, кто не заслуживает чаевых. Даже за большую сумму хорошего обслуживания вы не получите.
В метро нам бесплатно дали карту города и схему метрополитена, который в Париже напоминает лабиринт. По пути в Собор Парижской Богоматери мы зашли в церковь Сен-Луи ан Л’иль. Здание расположено на узкой улочке, стена к стене с жилыми домами — можно не заметить и пройти мимо.
Готика прекрасна. Высокие своды, белоснежный камень, похожий на сахар, яркие, просвеченные солнцем, витражи и органная музыка. В здании тихо и величественно. Три русских женщины, сидя на скамье, обсуждают свои семейные проблемы. Вход в церковь, как и во многих городах Европы, свободный.
Собор Парижской Богоматери так огромен, что, как мне кажется, лучше всего смотреть на него с крыш зданий, расположенных поблизости или, если вы крупный российский чиновник, с вертолета. Собор кажется мрачным даже в солнечный день. В небесную бездну втыкается высокая черная башня. Со стен того и гляди бросятся каменные звери с острыми клыками. В Средневековье, наверное, один вид этого здания-монстра отбивал мысли о том, чтобы согрешить. Довольно агрессивный вид постройки несколько смягчают витражи с вычурными узорами, и парк, расположенный поблизости.
Нам «повезло»: и во Франции, и в Бельгии в сентябре многие исторические здания ремонтировались. Поэтому, к примеру, мы не увидели внутреннего двора в Лувре. Меня как туриста, пред глазами которого каждый час мелькали разные достопримечательности, расстроил только один ремонт: в часовне Сен-Шапель, расположенной на территории Дворца правосудия. Я полюбила Париж благодаря книгам Эриха Марии Ремарка, поэтому посещение часовни было под номером один в моем плане. Это место оказалось в точности таким, как оно описано в книге «Жизнь взаймы». Девушка по имени Лилиан приходит в Сен-Шапель ярким солнечными днем:
«Время приближалось к полудню, и часовня с ее высокими окнами из разноцветного стекла, насквозь пронизанная солнцем, была прозрачной, словно сотканной из лучей. Казалось, она вся состоит из одних окон и вся залита светом — небесно-голубым, алым, как кровь, желтым и зеленым. Краски были такие яркие, что обволакивали Лилиан так, словно она погрузилась в разноцветную воду».
В здании — две капеллы. Самая красивая — верхняя, с высокими сводами и более чем тысячей витражей. В ней, кажется, можно провести целый день. Жаль, что часть капеллы была закрыта полотном. На нем, кстати, указывалось, что ремонт ведется с 2008 года и должен завершиться в этом году. На полотне были яркие цветные пятна: это солнце просвечивало сквозь витражи.
Часовня была построена как хранилище для двух важнейших христианских святынь: Копья судьбы и тернового венца Иисуса Христа. Строительство «ларца» стоило меньше, чем его содержимое. Но выглядит он, как и сотни лет назад, просто божественно. Я рада, что в Сен-Шапели было не так много туристов, как, к примеру, у Триумфальной арки. Найти это здание не так просто, поскольку стоит оно на территории Дворца правосудия, и вход туда осуществляется через металлодетекторы и жандармов.
Ещё одно место, которое мы были рады посетить, — это Музей французской армии, комплекс исторических зданий, в который входит Домский собор с гробницей Наполеона I. В XVII веке территории музея размещался Дом инвалидов для ветеранов войны, город в городе, где лечились и жили военные. В настоящее время часть зданий сохранила свою функцию: помимо музейных помещений, здесь располагается Государственный институт инвалидов и военный госпиталь.
Центральное здание — Домский собор, в котором находятся могилы крупных военачальников, а также сына и братьев Бонапарта. Каждая могила — в своей нише, с безумно красивыми витражами разных цветов. В центре зала находится огромное золотое распятье, а за ним — лестница, которая ведет вниз, к гробнице Наполеона I.
Саркофаг императора окружают огромные каменные статуи двухметровой величины, выполненные скульптором Жаном Жаком Прадье. Они выполнены настолько анатомически точно, что выглядят как живые. Стены гробницы украшают 10 барельефов скульптора Симара, отображающих становление французского государства, возглавленного Наполеоном. На лепных картинах выглядит как Аполлон: его стройности и отличному прессу позавидовали бы современные мужчины-модели.
В музее военной истории несколько залов занимает экспозиция о Первой мировой войне, которая началась сто лет назад. Здесь есть фотографии с узбеками, которые воевали за российскую империю, первая страница газеты с изображением Николая II, облигация и другие атрибуты, связанные с Россией того времени. Экспозиция о Второй мировой войне также занимает несколько залов. Европейские музеи интереснее многих из наших. В них есть не только предметы быта, оружие, техника, но и разные медиаинструменты. В одном из залов можно посмотреть кадры военной хроники, в другом — включить мини-телек с микрофильмом, в третьем, подняв голову кверху, увидеть на большом экране воздушный бой самолетов второй мировой, с мощной озвучкой. В музее есть много любопытных экспонатов, в том числе танк Renault и плюшевый пингвин. Он принадлежал погибшему военному летчику. Игрушку нашли в кабине самолета.
На территории музея находится мемориал президента Франции Шарля де Голля. Когда в 1940 году правительство покинуло страну, сдав её немцам, генерал произнес знаменитую речь, которая начиналась словами: «Франция проиграла сражение, но она не проиграла войну!». Настоящий патриот своей страны, он возглавил сопротивление в годы Второй мировой войны.
В Париже есть классное место, называется Viaduc Des Arts Promenade Plantee, или Виадук Искусств, идущий параллельно улице Домениль. Когда-то это была железная дорога, а теперь — живописный парк, проложенный через кварталы на высоте нескольких этажей, с цветами, кустарниками, деревьями. Похожее «преображение» промышленного объекта в прогулочную зону мы видели ещё и в Антверпене.
Из парка открывается необычный вид на улицы. Иногда он так близко к жилым домам, что можно в подробностях рассмотреть, что стоит у парижан на балконах и в окнах. Везде — много цветов.
Несмотря на массу впечатлений, меня встреча со столицей Франции несколько разочаровала. Париж страдает проблемами мегаполисов и туристических городов. С одной стороны, «музей под открытым небом» в середине осени кишит туристами, которые инстаграммят что только можно. У Эйфелевой башни толпятся торгаши-афроамериканцы, которые ходят за вами по пятам. На подходе к Триумфальной арке окружают цыганки, которые просят подписать петицию, а главное, дать деньги. Поэтому, как мне кажется, крупные достопримечательности лучше всего посещать рано утром — и не расстраиваться, если вы что-то не видели. Здорово просто гулять по улицам Парижа, которые похожи на куски большого торта.
С другой стороны, Париж — довольно грязный город с алкашами, бомжами и прочими маргиналами, которых вы внезапно встретите где угодно: и на оживленной улице, и в безлюдном переулке. Утром у входа в булочную, из которой веет свежей выпечкой, стоит бомжиха, распространяющая чудовищный запах. У подножия белоснежного собора Базилика Сакре-Кер, расположенной на высочайшей точке города, курят, пьют и справляют нужду. Но, наверное, на это просто не стоит обращать внимание.
Возможно, все впечатления были испорчены тем, что в Париже меня задержали местные пограничники, и этот неприятный эпизод запомнился сильнее, чем все остальное. Оставалось десять минут до отправления нашего поезда в Брюссель. Мы бежали вдоль состава. Внезапно ко мне подскочил мужчина в штатском и, тыча в лицо какими-то документами, стал что-то говорить по-французски. Подумав, что это очередной торгаш или мошенник, я отмахнулась от него и поспешила дальше. Меня тут же окружили ребята в темно-синей полицейской форме, а малыш, показывая документы, снова что-то стал объяснять. Я попросила его говорить по-английски. Он расспросил, куда я еду, попросил паспорт, с каким-то удовлетворением отметив, что мы из России. Поскольку придраться, видимо, было не к чему (мы были одеты как обычные туристы: в джинсы с кроссовками, с рюкзаками за плечами), он отметил, что при заграничной поездке сумму более 10 000 евро наличкой, а также определенное количество сигаретных пачек надо декларировать.
Мы побежали по платформе как оголтелые и буквально через минуту после того, как мы сели, поезд поехал. Я благодарна моей бельгийской подруге за то, что она заступилась на нас и, если не ошибаюсь, по-французски объяснялась с полицейскими. В противном случае нам бы снова пришлось покупать билеты (а в Европе транспорт — дорогая штука) и неизвестно сколько ждать следующего поезда. Но я думаю, что это просто частности, один неприятный случай на тысячи счастливых поездок. А может, я просто неопытный ещё турист, который с такими неприятностями ещё не сталкивался. Париж у каждого свой. Думаю, в следующий раз все будет иначе.