Европейская южная обсерватория получила лучший снимок Туманности совы, расположенной в созвездии Гидры. На фотографии виден необычный светящийся пузырь – планетарная туманность, оболочка умирающей звезды.
Фотография, полученная с помощью телескопа Very Large Telescope в Чили, была опубликована вчера, 5 августа, на сайте обсерватории. Это лучший снимок, который когда-либо получали астрономы. На нем видна Южная туманность совы (ESO 378-1) диаметром около четырех световых лет. Она составляет пару Туманности совы, расположенной в созвездии Большой Медведицы.
Как у всех планетарных туманностей, срок «жизни» ESO 378-1 весьма короток и занимает несколько десятков тысяч лет – ничто в сравнении с миллиардами лет, которые в среднем живут звезды. Планетарная туманность – это газ, вырывающийся из умирающих звезд. Сначала она выглядит ярко и загадочно, а затем угасает - по мере того, как растворяется газ, а центральная звезда начинает светиться ярче.
Чтобы возникла планетарная туманность, масса звезды должна быть в восемь раз меньше, чем масса Солнца. Стареющая звезда начинает сбрасывать внешние газовые оболочки. Появляется звездный ветер. Как только эти слои рассеиваются, жаркое ядро звезды начинает излучать ультрафиолетовую радиацию – и окружающий газ начинает ионизироваться, светиться. Так появляется светящаяся оболочка - призрак старой звезды.
После того, как планетарная туманность растворяется, оставшаяся звезда проживет ещё миллиард лет прежде, чем окончательно израсходует все свое «топливо». Потом она станет крошечным – но жарким и очень плотным – белым карликом. В течение миллиардов лет он будет становиться холоднее. Такое же будущее ждет и наше Солнце. А вот звезды большей массы взрываются и превращаются в сверхновые.
«Планетарные туманности играют ключевую роль в химическом обогащении и эволюции Вселенной. Углерод и азот, а также другие более тяжелые элементы, возникают в звездах и возвращаются в межзвездное пространство. Из этого материала формируются новые звезды, планеты, жизнь, наконец. Как сказал астроном Карл Саган, «Все мы состоим из звездной пыли», - заключили в обсерватории.