Сплав по рекам Непала
Идея сделать водный маршрут в Непал именно в январские каникулы возникла спонтанно в ноябре во время планирования летних маршрутов. Непал для половины нашей группы уже давно не является незнакомой страной: за плечами опыт прохождения рек Калигандаки, Марсианди, Карнали, Бхоти-Коси, Сун-Коси, восхождение на Кала-Патар, пик Мера и трекинги к восьмитысячникам. Поэтому сложностей организовать в этой стране маршрут у нас не возникло.
Во время обсуждения маршрута и состава группы постоянно зондировали стоимость билетов до Катманду. На удивление цены не менялись с приближением Нового года. Оставалось определиться с самим маршрутом. С учётом низкого январского уровня воды в реках вариант сразу пал на полноводную Сун-Коси. Оставалось выбрать что-то в связку к ней. Тамба-Коси и Бхоти-Коси не рассматривались в принципе из-за отсутствия воды. Арун из-за сложной заброски тоже отмели. Тамур — слишком просто. И вот тут наш взор устремился на Дудх-Коси.
Река Дудх-Коси берет свое начало на склонах и ледниках Эвереста и вытекает из озёр Гокьё. Это самая крутопадающая река в мире: дельта между высотой истока и устья составляет около 5200 м. Это больше, чем у любой другой реки на этой планете. Дудх-Коси является настоящей легендой среди каякеров и водников: крутые пороги, мощное течение, необыкновенные пейзажи высокогорья создают особую атмосферу.
В переводе на русский Дудх-Коси значит «Молочная река». Би-би-си даже выпустила в свое время фильм о сплаве каякера Майка Джонса — Dudh Kosi: Relentless River of Everest («Безжалостная река Эвереста»). Это и одна из самых труднодоступных рек мира!
Главная задача, которую мы ставили перед собой, — это осуществить разведку новой для катамаранщиков реки. Составить подробную лоцию и описание порогов. Написать подробный отчёт с указанием всех деталей по общепринятым в России правилам. До нас никто ещё этого не делал.
Свое путешествие мы начали от села Баса, где находится один из сложнейших для сплава каньонов — Прорыв Тари. Во время изучения информации о заброске на реку мы выяснили, что там можно попасть практически колесами в воду, остается только спуск по вертикали порядка 600 метров. Непальцы проложили тут новую дорогу, которой не так давно еще не существовало, и во всех предыдущих очерках о Дудх-Коси фигурирует многодневная пешая заброска. Информацию эту удалось получить от треккеров, которые выбирают альтернативный путь к Эвересту — не через перелет в Луклу, а джипом и затем пешком.
Дудх-Коси притягивала ещё и тем, что по ней практически нет информации. Нам предстояло пройти эту реку в режиме первопрохождения, так как на таких судах, как у нас (спортивные двухместные катамараны), этот участок еще никто не проходил. Наша задача была пройти данный участок максимально безопасно, написать подробную лоцию и дать название порогам.
Путь до Басы неблизкий. Из Катманду мы выехали в шесть утра, и нам нужно было доехать до Салери, там переночевать и нанять внедорожник для заброски в Басу. Салери сейчас очень немноголюден, туристов там сейчас практически не бывает. Из этого села до открытия аэропорта в Луклу начинали свой путь туристы к базовому лагерю Эвереста.
Спустившись в каньон в районе моста Баса и начав сплав, мы столкнулись с тем, что в условиях низкой воды на реке множество препятствий оказались с габаритными непроходами для катамаранов, а также с тем, что сложность многих из них, даже при наличии воды, кардинально превышает пятую категорию сложности. Многие препятствия можно охарактеризовать как «шестерку» (самая высокая категория сложности у водников. — Прим. ред.).
За четверо суток мы смогли пройти всего 5 км Прорыва Тари, «работая» на воде по 10–11 часов в день. Постоянные очень трудоёмкие и опасные обносы, где-то через огромные валуны, где-то по свежим селевым выносам и так далее. Все участки и пороги, в которых было достаточно воды и которые соответствовали категории сложности не выше пятой категории, мы воспринимали с особой благодарностью и удовольствием. Все нами пройденные пороги 5 к. с. по высокой и даже средней воде, скорее всего, станут непростыми «шестерками».
В конце четвертого сплавного дня мы дошли до первого места (следующий подвесной мост через Дудх-Коси, считая от поселка Баса), где возможен выход с реки. Весь вечер думали и приняли решение вылезать из каньона и переезжать на реку Сун-Коси.
Дело в том, что, оставшись дальше на Дудх-Коси, мы рисковали не успеть на самолёт. В этом месте мы имели еще возможность выйти на дорогу, а далее, на протяжении многих километров, дороги рядом с рекой уже не было, и аварийный выход сильно усложнялся. Глубокие каньоны с негабаритами и неочевидными обносами не вселяли оптимизма на то, что мы успеем дойти до стрелки с Сун-Коси вовремя.
Также мы планировали остаться в рамках Кубка России (минимально пройденное расстояние 100 км), а для этого нам надо было успеть сплавиться по Сун-Коси. Пока часть группы совершала антистапель (упаковка снаряжения. — Прим. ред.), два участника команды поднялись из каньона наверх, дошли до деревни Bhumethan, где смогли нанять портеров для подъема из каньона катамаранов. Из деревни Bhumethan нам удалось нанять авто до реки Сун-Коси, сплав по которой и стал нашей дальнейшей целью. За четыре дня прошли по ней до поселка Barahakshetra около 150 км и взяли транспорт до Катманду.
Достопримечательности Катманду
Я успела только посмотреть храмовый комплекс Сваямбунадх, еще его называют Храм обезьян. Расположен комплекс на вершине холма Сваямбу в западной части города.
Работы по восстановлению инфраструктуры комплекса после землетрясения в 2015 года идут до сих пор. Там много людей, собак и обезьян.
За вход в храмовый комплекс взимается плата — 1,88 USD (200 рупий). Понимаете вы это, уже начав подъем по лестнице, слева вас ожидает площадка с кассой. Как и всегда в Непале контроллер-кассир появляется из ниоткуда.
Для бережливых туристов есть варианты подъема, свободные от поборщиков: либо с противоположной стороны от главного входа, либо по одной из боковых лестниц. Как мы и сделали!
На прошлой неделе мы публиковали рассказ Яны о непальской еде, хитрых таксистах и отдаленных горных деревушках.
Фото: Яна Мазурова
Ещё больше красивых кадров в нашем Instagram! Подписывайтесь, и смотрите на яркие фотографии каждый день!