11 сентября 2001 года Нью-Йорк стал главной темой для обсуждения мировых СМИ. Это был первый в истории теракт, совершённый в прямом эфире: десятки миллионов телезрителей по всему земному шару, в том числе и из России, наблюдали за трагедией из своих квартир. Однако далеко не все россияне стали зрителями. Нижегородка Наталья Водянова оказалась в эпицентре вместе со своим первым мужем Джастином Портманом, чудом уцелев во время самого масштабного теракта в современной истории.
19-летняя Наталья Водянова и ее первый муж утром 11 сентября были в своей квартире рядом со Всемирным торговым центром. В 08:46 в Северную башню врезался Боинг 767, захваченный исламистами. Громкий звук разбудил пару, но они подумали, что это рядовое происшествие. Через 17 минут снова раздался взрыв, и на этот раз они всё-таки решили выглянуть в окно из своего пентхауса:
— Всё происходило перед нашими окнами. Мы видели, как из окон выпрыгивали люди. Это было очень тяжело… Не верилось, что мы это видим… Обе башни выглядели очень страшно. Я сказала Джастину, что они сейчас рухнут, но он не согласился и сказал, что это очень надежные постройки, которыми Америка гордится. Но они начали падать. Мы побежали из здания. Наверное, это была паника, мне было страшно, хотя Джастин меня поддерживал и помогал. За несколько минут до того, как рухнула вторая башня, мы выскочили на улицу, — приводит слова модели «НТА-Приволжье».
Водянова и Портман только купили пентхаус напротив ВТЦ и готовились к Нью-Йоркской неделе моды (NYFW). Топ-модель тогда была на шестом месяце беременности и, по другой версии, рано встала — как раз из-за ребенка.
— Почти под башнями Всемирного торгового центра. Мы там купили квартирку-пентхаус, где я готовилась к Неделе моды. Встала рано из-за ребенка и всяких кастингов-примерок, которые проходили в Башнях. И вдруг — трах, бах! Полетели обломки, и прямо под нашим балконом, на котором сушились пеленки-распашонки, грохнулась какая-то гигантская горящая бандура. Потом оказалось, что это был двигатель от «Боинга», — рассказала модель газете «Мегаполис-Экспресс».
Одним из немногих вариантов было бежать, что пара и сделала. Подавляющее большинство жителей Манхэттена эвакуировались — самостоятельно или с помощью спасателей. Беженцев разместили на Бэттери-парк в Нью-Джерси, на другой стороне Гудзона. Водянова с Портманом в их число не входили и решили поехать в свою квартиру в другом районе.
Последующие дни стали для жителей Нью-Йорка настоящим кошмаром. Спасатели продолжали работать на месте обрушения башен-близнецов, разгребая завалы. Под тоннами бетона, стали и стекла оставались сотни тел. Всего в терактах 11 сентября погибло 2977 человек, в Нью-Йорке — 2606 человек. Из окон выпрыгнуло более 200 человек: они предпочли такую смерть смерти от огня.
На месте работало несколько тысяч спасателей, полицейских и медиков. Они прибыли на место, как только в небоскреб врезался первый самолет, и до последнего помогали выбраться сотрудникам и посетителям ВТЦ. При обрушении зданий погибли 41 пожарный, 2 парамедика, 8 сотрудников скорой помощи и 60 полицейских.
Ближайшие кварталы были обесточены и ограждены. На следующий день после теракта «телефонные террористы» заложили около 90 бомб — к счастью, взрывных устройств обнаружено не было. Для Водяновой событие стало шоком, ведь она сама наблюдала за всем происходящим из окна своего дома.
— Наше здание повреждено, сейчас там нет ни электричества, ни воды, ни газа. Наша улица — последняя уцелевшая перед зоной, где произошли взрывы. Сейчас там всё ограждено. Мы живем в другом месте, не зная, что с нашей квартирой. Туда сейчас не пропускают. Эта зона объявлена зоной «граунд зеро» (эпицентр. — Прим. ред.). Везде всё огорожено, машины, машины… Разбирают огромные завалы и пытаются отыскать живых людей, — прокомментировала Водянова произошедшее через неделю после теракта.
По словам модели, пять дней они с мужем провели у телевизора. В городах США моментально появились очереди на сдачу крови, а также пункты приема одежды для пострадавших. Реакция на теракты была совершенно разная:
— Люди очень боятся реакции правительства и опрометчивых шагов власти. Среди простых американцев много тех, кто кричит: «Надо нападать». Но есть люди думающие, они понимают, что будет опять кровь и пострадают невинные люди, — поделилась Наталья.
Поднялась и паника: многие всерьез подумали, что Америка вступит в новую полномасштабную войну с мобилизацией экономики и населения. Тогда же начали делать и запасы на «черный день», вспомнив практику времен Второй мировой и холодной войны:
— Люди начинают всё раскупать в магазинах, как при японской войне. Маркеты пустеют, нет свежей рыбы, зелени. Закрыты рестораны. Не везде работает сотовая связь. Но я надеюсь, что это в первые дни, дальше всё восстановится. Президент запросил 40 миллиардов: 20 на восстановление и 20 на помощь пострадавшим и семьям погибших, — делилась тогда своими впечатлениями модель.
На почве выплат начались и скандалы. Уроженка Нижнего также рассказывала, что объявились и мошенники, которые представлялись родственниками пропавших и погибших:
— Много мошенников, которые наживаются на этой трагедии. Объявляют сбор денег на помощь полиции, пожарным, а затем исчезают с этими деньгами. Одна женщина позвонила спасателям и сообщила, что ее муж-полицейский оказался завален вместе с еще девятью людьми. Она даже дала номер его значка, но оказалось, что это ложь. Зачем она это сделала — не знаю.
Неделя моды, которая должна была пройти в Нью-Йорке, конечно же, была отменена. Кроме того, Водянова должна была участвовать и на показах в Лондоне в октябре, но и их отменили в связи с трауром.
— Я думаю, всё восстановится, главное, что мы живы, потому что нам с Джастином просто сильно повезло. Мои близкие в Нижнем Новгороде очень сильно переживали, потому что я не могла с ними связаться почти сутки. Мама плакала. Сейчас я уже немного отошла от пережитого, но забыть этого уже никогда не смогу. Мы все боимся того, что может начаться война, — сказала Водянова спустя несколько недель после терактов.