Экономика Юбилей уникального полета. «Ноги» для «Бурана» делали в Нижнем Новгороде

Юбилей уникального полета. «Ноги» для «Бурана» делали в Нижнем Новгороде

Проект «Энергия-Буран», как оказалось, до сих пор не закрыт

Полет «Бурана» вошел в Книгу рекордов Гиннесса

30 лет назад советский орбитальный корабль «Буран» совершил свой единственный полет. Но проект «Энергия-Буран», как оказалось, до сих пор не закрыт. Но вот будет ли продолжен?

Проект «Энергия-Буран» прекратил существование в начале 90-х годов прошлого века, но официально не закрыт до сих пор.

— Это в большей степени, конечно, формальность. Просто в то время ни у кого не поднялась рука поставить подпись под закрытием проекта. На «Молнии» есть документ, в котором прописано, что программа «Энергия-Буран» приостановлена, под ним стоит ряд подписей совета главных конструкторов и членов ЦК КПСС, но документа, подтверждающего, что проект закрыт, нет, — сказала РИА «Новости» гендиректор головного разработчика «Бурана» — научно-производственного объединения «Молния» Ольга Соколова.

Впрочем историк космонавтики, кандидат технических наук, создатель сайта Buran.ru Вадим Лукашевич считает, что проект не закрыли, потому что даже на этот шаг не хватило денег. Официальное закрытие потребовало бы ликвидации долгов и утилизации оборудования.

— Так вышло, что «Буран» был создан незадолго до того, как начался распад СССР, перестройка и так далее. Были уже совсем другие задачи, одна из которых заключалась в том, чтобы накормить людей. Хотя, если бы на тот момент нашелся человек-локомотив, каким в свое время был главный вдохновитель «Бурана» Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, который бы смог вытянуть на себе этот проект или трансформировать его в народное хозяйство, то, вероятно, не пришлось бы искать денег на то, чтобы накормить народ», — сказала Соколова.

Свой единственный полет советский орбитальный корабль «Буран» совершил 30 лет назад — 15 ноября 1988 года. Космоплан был запущен с космодрома Байконур, совершил два витка вокруг Земли и вернулся на аэродром «Юбилейный» на Байконуре. Впервые в мире полет прошел без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения. Этот факт зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса.

В создании комплекса «Энергия-Буран» участвовало более 1200 предприятий и организаций, почти 100 министерств и ведомств, были задействованы крупнейшие научные и производственные центры СССР. Для комплекса было разработано 80 материалов и 600 новых технологий.

В создании ВКС «Буран» участвовал и нижегородский завод «Гидромаш». Для него на предприятии спроектировали одну переднюю и две основные опоры шасси, а также гидробаки, гидрошарниры, гидроцилиндры для системы спасения экипажа «челнока». Всего изготовили восемь комплектов шасси, предназначенных для орбитальных полетов, для полетов «по-самолетному», а также для транспортировки космического корабля на речном судне.

«Гидромашевская» часть корабля показала себя самым лучшим образом. Вот как описывается посадка в книге «Взлеты и посадки «Бурана»»:

— Ровно за восемь секунд до касания взлетно-посадочной полосы у корабля вышли шасси. «Буран» был готов к приземлению. У земли порывы ветра доходили до 20 метров в секунду. Корабль это учел и вступил в борьбу с боковым ветром, «сознательно» сделав отворот от посадочного курса на 15–20 градусов. «Буран» сел, как и положено в таких условиях, на одну ногу. Сначала коснулся левой, поправил нос, через 30 метров опустил на ВПП правую ногу. Уклонение от оси — три метра. «Буран» и на пробеге «искал» осевую линию. К моменту остановки он был правее центра взлетно-посадочной полосы менее 50 сантиметров.

В заводском музее хранится стойка передней опоры воздушно-космического самолета. А сам челнок стал музеем на ВДНХ. Но его создатели уверены, что трудились не зря. Просто «Буран» опередил свое время. Сейчас в России разрабатывается новый корабль многоразового использования «Федерация». При его создании используются многие наработки легендарного проекта.

Текст: Ирина Видонова
Фото: Ralf Manteufel/airliners.net, НОАО «Гидромаш»

У нас есть свои каналы в мессенджерах Viber и Telegram
. Читайте новости, где удобно! Наслаждайтесь красивыми фотографиями Нижнего Новгорода в нашем Instagram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Можешь купить пистолет, так, между делом». Россиянка дважды съездила пожить в Америку — плюсы и минусы
Зоя Неджефова
Мнение
«Чудовищно неблагодарная профессия!»: врач-терапевт откровенно рассказал об ужасах работы в поликлинике
Анонимное мнение
Мнение
«Я же не в ФСБ устраиваюсь». Нижегородка честно рассказала о самом странном собеседовании в жизни — в «Золотое яблоко»
Анонимное мнение
Мнение
«Орут, пристают и чуть ли за руку не хватают»: журналист — о громком скандале Грефа с бомбилами
Александра Бруня
Корреспондент
Мнение
«Рекомендую запастись средствами от диареи». Нижегородец рассказал, чем Абхазия встречает туристов в начале сезона
Алексей Петров
Внештатный корреспондент
Рекомендуем
Знакомства
Объявления