Как говорят ушедшие в онлайн компании, после введения нерабочих «каникул» в апреле спрос на доставку продуктов в среднем увеличился на 30%. Что вполне логично: находясь все время дома, проще открыть на смартфоне приложение и выбрать нужные товары. «Бесконтактная доставка» сделала поход в виртуальный супермаркет еще и безопаснее.
Ещё в 2019 году в Москве была запущена «Яндекс.Лавка» — сервис по доставке продуктов за 15 минут. Сначала его протестировали в одном из центральных районов столицы, спустя год «Лавка» работала уже по всей Москве, в Подмосковье и в Санкт-Петербурге. По мнению аналитиков компании, в первую очередь горожан привлекает, что в списке есть все товары первой необходимости. Стремительный рост также связывают с быстрой доставкой и отсутствием платы за нее. Помогло в развитии и то, что сервис развивается на базе локальных мини-складов, открывать их можно в непроходных местах с более дешевой арендой.
Как оценивают успех компании эксперты? Комментирует генеральный директор компании «Инфолайн» Иван Федяков:
— Во-первых, у «Яндекс.Лавки» необычный формат, благодаря чему этот проект можно назвать перспективным. В России такого больше нет, а по миру немного: есть аналог в Турции и goPuff в США. Дальше — «Лавка» развивалась в тесной связке с «Яндекс.Такси», и можно сказать, что мощнейшая экосистема Яндекса тоже сыграла свою роль, — подчеркивает Иван Федяков. — И третья причина — огромный спрос потребителей к доставке продуктов в период самоизоляции, это очевидно. Соответственно, часть покупателей обычных магазинов перешла на молодую «Яндекс.Лавку».
Компания открывает dark store (магазин без посетителей) площадью 100–150 кв. метров. Вместо продавцов и покупателей там кладовщики, которые собирают заказы. После этого курьер отправляется к заказчику.
Чем питаются в столице?
Любопытно взглянуть на список, с которым москвичи отправляются в онлайн-супермаркет. Например, в топ-10 этой весны, по данным «Яндекс.Лавки», вошли следующие позиции:
1. Батон нарезной;
2. Молоко;
3. Яйца;
4. Питьевая вода;
5. Пирожные;
6. Бананы;
7. Кефир;
8. Газировка;
9. Глазированные сырки;
10. Сметана.
В пике эпидемии на короткий период список возглавили средства дезинфекции и индивидуальной защиты. А в последние дни в числе абсолютных лидеров продаж — свежая черешня.
Дойдет ли сервис до регионов?
Есть вероятность, что, когда история коронавируса закончится, большинство покупателей вернется к офлайн-покупкам. Интересно, успеет ли за это время сервис доставки продуктов дойти до регионов?
Генеральный директор «Инфолайна» Иван Федяков уверен, что у онлайн-покупок есть преимущества, которые не зависят от карантина и кризиса.
— Многие с опаской смотрят на регионы. Но примеры других сервисов подтверждают спрос на доставку продуктов и там. Я уверен, что, к примеру, «Яндекс.Лавка» могла бы успешно развиваться в Нижнем Новгороде и других крупных городах хотя бы потому, что там их ждут минимальные затраты. Другая причина — ставка на местных производителей. Тут дается шанс локальным игрокам, которые могут во многом выиграть за счет этого проекта.
Вероятно, что со временем сервис дойдет и до других городов-миллионников. По прогнозам аналитиков, к концу 2020 года число точек «Яндекс.Лавки» может достичь 250, к концу 2022 — 950. И это неудивительно — по всей России ускоряется темп жизни, и люди начинают больше ценить свое время. А онлайн-покупки постепенно из трендов перерастают в неотъемлемую часть больших городов.
Вы бы пользовались «Яндекс.Лавкой» в Нижнем Новгороде?