Елена Сашина долгие годы работала обычным менеджером по продажам нефтепродуктов. Работа прибыльная, непыльная. И вдруг десять лет назад ее потянуло заняться творчеством. Из этого получился «Музей живой бумаги» на площади Минина и любовь на всю жизнь.
Как говорится, «ничто не предвещало»
— Я была человеком нетворческим. Я вообще в эту сторону не думала, не рисовала никогда. Но мне очень хотелось. Я терроризировала маму, заставляя вспомнить — может, в детстве были какие-то увлечения. Она ничего такого вспомнить не могла.
Но желание делать что-то интересное своими руками только усилилось. Лена попробовала лепить из глины. Ей понравилось, даже чуть не купила муфельную печь для обжига своих фигурок. И вдруг увидела в интернете мастер-класс по папье-маше.
— У меня к этой технике было стереотипное отношение — это какие-то тарелочки, вазочки из склеенных кусочков бумаги — что-то несерьезное. И вдруг я увидела — какой простор для творчества. Я неслась домой с работы, как бешеная — волосы назад, глаза горят. Так хотелось все это попробовать.
Попробовала лепить из размоченной туалетной бумаги с клеем ПВА — получилось. И хорошо, что с первого раза.
— Я из тех людей, которые, если с первого раза дело не пошло — тут же остывают. Я не иду на абордаж никогда. А с того дня началась моя любовь на всю жизнь к папье-маше.
Никаких смелых решений не принимала
Увлечение — увлечением, а на хлеб с маслом и икрой Елена все так же зарабатывала в крупной компании, доросла до руководителя отдела продаж. И вдруг все бросила. И стала заниматься только творчеством.
— Говорят, тут смелость нужна. В моем случае никакой смелости не было, меня просто вынудили обстоятельства. На работе сложилась такая ситуация — либо мне бы пришлось очень сильно уступить и практически перестать себя уважать. Либо уходить. Я взяла паузу на выходных на обдумывание и… ушла. Это было четыре года назад.
В тот момент ей пришлось очень сильно сократить свои расходы. Никакой «подушки безопасности» не было, как говорится, ничто не предвещало таких радикальных перемен. Конечно, уходить в никуда было страшно.
— Иногда я думала — может, зря я это все сделала… Но как-то справлялась. Нет-нет да какой-то заказ появлялся, на мастер-класс позовут. Просто я поняла, что мне не очень много денег надо на самом деле (смеется). Но я не призываю всех минимизировать свои расходы!
Вот она, популярность
Когда Лена только начинала лепить, ее работами восхищались в основном друзья — такие же, как она тогда, офисные работники. А что делать с этой красотой дальше, она не понимала.
— Я видела, что это нравится не только мне, но как продвигать свои работы, я не представляла. Все «методом тыка» — зарегистрировалась в интернете, начала ездить в разные места, предлагать свои мастер-классы. Потом меня стали сами звать. Друзья появились из творческой сферы, у меня совершенно сменился круг общения.
Очень большой рывок в этом смысле был после знакомства с Ниной Белых. А познакомились мы в «Иван-Чайной» у Олега Шакирского. Тогда там было такое живое место творческих встреч. Я стала проводить персональные выставки. А новые друзья меня подталкивали, помогали поверить в себя.
«А, вы еще стесняетесь своих работ»
Очень хорошо Елена помнит свою первую выставку в Центральном выставочном зале. Выставка была не персональная, в составе большой общей экспозиции.
— Я тогда получила какой-то очень хороший карт-бланш, мои работы понравились организаторам, им выделили лучшие места. Ко мне подошла женщина, которая сама тоже делает кукол. Она спросила, сколько стоит одна из работ. Я скромно потупилась, назвала некоторую сумму. Она внимательно посмотрела на меня и сказала: «А, вы еще стесняетесь своих работ. Но это пройдет!»
«Как живой» и «ж...па с ручкой»
Елена лепит не только фантазийных персонажей, но и портретные куклы. Однажды к ней обратился друг популярного комика и актера ситкомов Михаила Галустяна и попросил сделать несколько его фигурок в разных образах.
— Я, честно говоря, сначала ему не поверила, но образы сделала. И попросила, чтобы он прислал фото Михаила с моими работами. И он прислал. На фото Галустян был очень довольным.
А на одной из выставок в Москве вокруг кукол Елены долго ходила, приглядываясь, известная сериальная актриса. А потом все-таки купила композицию, которая называется «ж...па с ручкой». Елена сразу ее не узнала, только поняла, что лицо медийное. И после покупки подарила Алене Яковлевой, дочери известного актера Юрия Яковлева (Ипполит в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром») еще одну свою куклу.
— Она потом ходила по выставке и всем показывала мои работы. Было очень приятно, когда Алена, приехав на гастроли в Нижний Новгород, пригласила меня с друзьями на свой концерт. Она такая юморная и легкая в общении.
А сейчас в «Музее живой бумаги» рождается образ Филиппа Киркорова. Не на заказ, просто, чтобы показать — как по фотографии можно сделать куклу с портретным сходством.
Безумная идея за чашкой чая
У Елены к тому времени, как она бросила работу в компании, уже был построен загородный дом. На первом этаже обитала она с кошкой, а на втором, площадью в сто метров, она обустроила свою мастерскую. Удобно — никуда не надо ехать, в любое время, хоть днем, хоть ночью, можно подняться и заняться любимым делом. А потом начались, как она говорит, чудесные чудеса.
— Первое — это встреча с Наташей Голубевой, моей единомышленницей. Года три-четыре назад она с дочерьми пришла ко мне на мастер-класс. У них творческая семья. Тогда мы лепили птиц счастья и, видимо, хорошо налепили. Причем Наташа тогда тоже решила уйти из бизнеса, а она работала коммерческим директором. Она искала себя. И она поняла, что мы вдвоем можем что-то сделать.
Наташа приехала ко мне, мы сидели, пили чай, ели какую-то коврижку и думали, как жить дальше. Слово за слово, и я рассказала, что есть версия — наша техника называется не папье-маше, а бумажная глина, слова складывались сами по себе, и вдруг выкатилось на язык: «Музей живой бумаги». Мы в это словосочетание просто вцепились — так можно назвать нашу галерею.
Не откладывая в долгий ящик, Елена и Наталья начали искать помещение. И нашли. На самом «проходном» месте города, в начале Большой Покровской. Этот подвальчик, в котором так быстро прогорел магазин одиозного бизнесмена Германа Стерлигова, они смогли арендовать. И случилось еще одно чудо — хотя претендентов на аренду престижного места было много, помещение «дождалось» именно их.
Потом было простое человеческое чудо. Друзья помогли соорудить мебель, покрасить стены. Три месяца Лена и Наташа с дочерьми лепили антураж галереи — деревья, Змея-Горыныча, волшебный городок. И они открылись… Галерея «Музей живой бумаги». Будет время — загляните. Здесь работают люди, не испугавшиеся сделать шаг в неизвестность, которая оказалась воплощением тайной мечты.
P.S. Елена просит своих заказчиков присылать ей фото своих кукол, которые поселились в их домах. Однажды ей прислали изображение одной из фигурок, которая вальяжно раскинулась в кожаном кресле у камина загородного дома. «Ну ничего себе — мои куклы живут лучше, чем я!» — смеялась тогда художница.
А теперь просто любуемся и улыбаемся такому повороту судьбы.